АвтоВаз бьёт тревогу. Правительство должно срочно продлить экспортную пошлину на металл

АвтоВаз бьёт тревогу. Правительство должно срочно продлить экспортную пошлину на металл

Практически через месяц истекает срок действия экспортных пошлин на металлургическую продукцию. Цены на внутреннем рынке в преддверии этого события уже пошли вверх. Можно предположить, что металлурги в преддверии «открытия» внешнего рынка скапливают складские запасы, чтобы с нового года обеспечить рекордный экспорт. Таким образом на внутреннем рынке создается искусственный дефицит.

После ожидаемого роста цен на металл пострадают абсолютно все потребители. В первую очередь, предприятия производственного сектора, в продукции которых содержится существенная доля металла.

При этом даже самые оптимистичные прогнозы предполагают, что в течение 2022 года цена на сталь упадет максимум на 30%. А, возможно, останется и на текущем уровне. Но даже если случится благоприятный сценарий, то стоимость стали все равно останется значительно выше докризисного уровня.

На этом фоне тревогу бьют все предприятия машиностроения и, в частности, АвтоВаз. Компания направила соответствующее обращение в адрес Министерства промышленности и торговли с просьбой продлить срок действия экспортных пошлин. Вице-президент автомобильного концерна Сергей Громак в Совете Федерации заявил следующее:

Мы уже видим тенденцию: ноябрь к октябрю цены на сталь выросли в преддверии завершения действия пошлин где-то от 4 до 11%…. Честно говоря, мы вынуждены предсказывать, что как только экспортная пошлина на сталь закончит свое действие снова начнется существенный взрывной рост цен на данный вид сырья. И, как следствие, рост цен на всю продукцию, использующую металл, в том числе на автомобили. Я вот тоже, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к правительству РФ — продлить действие экспортных пошлин на металлопродукцию на 2022 год. Мы с коллегами по автомобильной отрасли уже обратились с соответствующей просьбой в Минпромторг России, надеюсь, министерство нас здесь поддержит

Между тем АвтоВаз уже в седьмой раз за 2021 год был вынужден повысить цены на свою продукцию.

Мы можем констатировать, что, начиная с августа, этот механизм принес результат. Это подтвердили даже в металлургических компаниях, в частности, в ММК.

Продлит ли правительство срок действия экспортных пошлин? Мы оцениваем такую вероятность в 25-30%. Если Министерство промышленности и торговли даже выступит «за» подобный вариант, то наперекор пойдем Министерство финансов.

Данный момент был подробно обсужден в Государственной Думе около двух недель назад. Силуанову был задан прямой вопрос: почему Минфин выступает за повышение НДПИ и введение акциза на жидкую сталь, но не хочет продлевать экспортные пошлины?

Силуанов ответил прямо: это противоречит правилам ВТО. Якобы мы не можем вводить постоянно действующую экспортную пошлину. Только временную. Но если мы будет вводить временную пошлину постоянно, то ВТО начнет расследование против России.

Подобная позиция вряд ли является оправданной. Работа ВТО уже на протяжении долгого времени заблокирована американцами. Решения не выносятся. Нет никаких проблем в том, чтобы ввести временную экспортную пошлину хотя бы на полгода. После этого станет понятно, как действовать дальше: либо рынок стали пойдет вниз, либо придется вновь предпринимать протекционистские меры.

Хотелось бы напомнить господину Силуанову, что он должен действовать в интересах России, а не в интересах глобалистских структур. Иные страны, в том числе США или Китай, не выполняют решения ВТО, в связи с чем работа организации парализована. Министру финансов необходимо ясно понимать, что никаких рисков для России введение временной экспортной пошлины не несет.

Даже если каким-то чудом ВТО начнет против нас расследование, то оно затянется на несколько лет вперед.

Конечно, необходимо в срочном порядке вводить временные экспортные пошлины. Это единственный шанс не допустить скачка цен на продукцию, в себестоимости которой содержится значительная доля металла. Действовать необходимо как можно решительнее.