АвтоВАЗ не тянет дорогие кредиты и заявляет о банкротстве. Что ждет российский авторынок?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>АвтоВАЗ не тянет дорогие кредиты и заявляет о банкротстве. Что ждет российский авторынок?3 минуты2 прочтенияСегодня
Москвичи все чаще стали отказываться от личных автомобилей и переходят на каршеринг. АвтоВАЗ жалуется на многомиллиардные долги и прогнозирует уход в «минус» уже в первой половине 2025 года. Если быть точным, то российский концерн заявил о долге по кредитам в размере более 100 млрд рублей, который они не могут обслуживать из-за высокой ставки ЦБ РФ.
Что происходит на автомобильном рынке? Стоимость новых иномарок растет, а российские предприятия в очередной раз просят финансовую помощь у государства. И к чему все это приведет, пока не может сказать ни один эксперт.
АвтоВАЗ заявил о возможном банкротстве
В сети уже начали шутить, что проще разобрать завод, чем продолжать поддерживать все «хотелки» АвтоВАЗа. На этот раз президент концерна Максим Соколов пожаловался на многомиллиардные кредиты, которые они не могут покрывать. В компании отмечают, что рентабельность производства небольшая, а в ближайшее время все доходы придется тратить на погашение кредитов.
Разумеется, в качестве основной причины на АвтоВАЗе указали на высокую ключевую ставку ЦБ РФ, которая якобы добавила к сумме долга еще 20 млрд рублей. Правда, экономисты не особо поняли логику, ведь кредиты оформляли до повышения ставки. Эксперты считают, что концерн в очередной раз пытается добиться финансирования со стороны государственного бюджета.
Правда, неприятную ситуацию подтверждает и совладелец АвтоВАЗа Сергей Чемезов:
«Компания имеет небольшой доход и рентабельность. С учетом повышения ключевой ставки, теперь предприятию нужно будет тратить почти весь доход на погашение кредитов. Вероятно, в 2025 году АвтоВАЗ будет уходить в минус. И это прямая дорога к банкротству крупнейшего производителя автомобилей в стране».
Конечно, сейчас АвтоВАЗ будет использовать все уловки, чтобы получить дополнительное финансирование из государственного бюджета. Эксперты считают, что в этом нет ничего хорошего для автомобильного рынка. Цены на новые модели Lada уже почти догнали китайские аналоги, и с большой долей вероятности будут расти дальше.
Удивительно, но АвтоВАЗу не помогло увеличение пошлин на иномарки. Речь идет об утильсборе, который так сильно выпрашивал Максим Соколов. Несмотря на всю оказанную помощь со стороны государства, АвтоВАЗ продолжает нести убытки. Понятно дело, что никто не станет останавливать поддержку, ведь фактически речь идет о государственном предприятии и автомобильной бренде номер один в России.
С другой стороны, автоэксперты уже давно намекают, что пора бы закончить этот «ужас без конца». АвтоВАЗ вряд ли когда-нибудь станет рентабельным предприятием. Нет, конечно, если запретить ввоз всех иномарок в Россию, тогда у концерна есть шансы на успех.
Россияне начали пересаживаться на каршеринг
Пока не массово, но тенденция наблюдается во всех крупных городах. Причины разные, в том числе нехватка свободных парковочных мест в городах-миллионниках. Но сейчас речь идет о рекордном подорожании автомобилей. Фактически утильсбор по новым ставкам только начал действовать, а ноябрь 2024 года может оказаться самым провальным месяцем года в плане продаж новых авто.
Аналитики отмечают, что цены в дилерских центрах еще не успели переписать. Дело в том, что до октября компании завезли много новых машин, чтобы продавать по старым ценникам. Как только запасы исчерпают себя, цены в очередной раз взлетят на 10-20% в зависимости от модели и бренда. В среднем новая иномарка уже стоит около 3 млн рублей. И такой ценник вряд ли могут позволить себе рядовые автолюбители. Раньше ситуацию спасали дешевая кредиты, но и этот инструмент оказался больше недоступным.
По мнению крупных дилеров, уже в начале 2025 года автомобильный рынок может обвалиться на 50% из-за повышения ставки, утильсбора и прочих неприятных нововведений. Россияне уже начали пересаживаться на каршеринг, но и это не всегда дешевое удовольствие:
«В 2024 году каршерингом активно пользуется около 25% автолюбителей из крупных городов. До этого цифра доходила до 18%. На фоне подорожания всех автомобилей этот тренд будет только усиливаться. Правда, и каршеринг начинает дорожать. Например, в Москве аренда кроссовера на сутки с пробегом до 100 км обойдется примерно в 5-6 тысяч рублей».
Дорого ли это? Вероятно, для некоторых москвичей сумма вполне нормальная, но не для регионов, где до сих пор массово используют советскую классику. Однако другого выхода, как переходить на аренду авто, просто не существует. Автокредит могут оформить только единицы, а купить новый автомобиль еще меньше людей.
Самое смешное, что цены на автомобили можно легко снизить. Для этого лишь нужно отказаться от поддержки АвтоВАЗа, убрать часть пошлин, в том числе утильсбор. В таком случае все иномарки подешевеют минимум на 1 млн рублей. Но тогда придется пожертвовать отечественным автопромом…