АвтоВАЗ запустил продажи LADA Iskra, но кому нужен этот хлам за 1,5 млн. рублей?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>АвтоВАЗ запустил продажи LADA Iskra, но кому нужен этот хлам за 1,5 млн. рублей?ВчераВчера10024 минОглавление
Показать ещё
С момента, как широкой публике показали предсерийные версии LADA Iskra, минуло более года. Эта модель стала первой для «АвтоВАЗа» после ухода альянса Renault-Nissan и задумана как промежуточное звено между Granta и Vesta. 20 июля 2025 года, в день 59-летия автозавода, официально стартовали продажи Iskra. Однако доступна она пока лишь в Тольятти, Москве и Санкт-Петербурге. По заявлениям компании, это своеобразный «подарок» к юбилею, а в остальные регионы автомобили поступят «в течение нескольких недель». Но за этим помпезным заявлением скрывается неприглядная правда: «АвтоВАЗ» сталкивается с серьезными трудностями — острейшим дефицитом комплектующих и высоким уровнем брака, из-за чего обеспечить полноценные поставки просто невозможно. Давайте разбираться, что представляет собой новая модель и стоит ли её покупать.
Logan как донор
Разработка Iskra стартовала еще в 2021 году, когда в компании подумывали о замене устаревшей Granta — машины, которая по сути лишь модернизированный ВАЗ-2110. Тогда в России ещё продавался Logan второго поколения, тогда как в Европе уже шел в продажу его более современный преемник. Руководство решило действовать по аналогии с Largus, в основе которого лежала модель Dacia Logan MCV, адаптированная под российскую специфику и оснащённая двигателями тольяттинской сборки.
В случае с Iskra был выбран третий Logan как донор платформы, но силовая часть — отечественная. Такой симбиоз казался логичным: от Renault — проверенная архитектура, от «АвтоВАЗа» — простота и доступность эксплуатации.
Однако на практике все оказалось не столь гладко. Изначально запуск модели планировался на 2023 год, но после ухода альянса Renault-Nissan «АвтоВАЗ» оказался в затруднительном положении — нужно было срочно искать альтернативных поставщиков, переделывать логистику, адаптировать технологии. Все это затянулось и потребовало немало ресурсов. И не только.
Типичные «болезни» Тольятти
По данным инсайдеров, уже в мае 2025 года сборка Iskra шла с перебоями: всего три автомобиля за два рабочих дня. Завод напрямую сократил план по выпуску — вместо изначально заявленных 40–60 тысяч автомобилей, теперь речь идет всего о 20 тысячах. Основная причина — острая нехватка компонентов и проблемы с качеством деталей.
Но вместо честного признания проблем «АвтоВАЗ» выдает это за «поэтапный старт». На самом деле выбор именно трех городов обусловлен не маркетинговой стратегией, а необходимостью минимизировать риски. Тольятти — место производства, а Москва и Петербург — наиболее платежеспособные рынки. Если здесь модель провалится, можно будет снизить цены или свернуть проект, ссылаясь на «пересмотр рыночной политики».
Техническая часть и ценовая политика
LADA Iskra на текущий момент предлагается в трех вариантах силовых агрегатов. Самый доступный — 1,6-литровый восьмиклапанный двигатель с мощностью 90 л.с., работающий в паре с пятиступенчатой «механикой». Это давно известный и зарекомендовавший себя тольяттинский мотор, без особых сюрпризов.
Следующий вариант — тот же объем, но с 16 клапанами и мощностью 106 л.с. Комплектуется он уже шестиступенчатой механической трансмиссией. Этот двигатель знаком потребителю, а вот коробка — относительно новая. «АвтоВАЗ» не раскрывает подробностей её происхождения, но всё указывает на китайское происхождение — аналоги можно найти на Haval Jolion и M6. Сейчас она устанавливается и на Vesta, а одно из её достоинств — отсутствие сильных трансмиссионных шумов.
Также существует вариант с тем же 106-сильным мотором, но уже с бесступенчатым вариатором CVT18 китайского производства. Этот агрегат знаком по ряду китайских автомобилей и также уже применяется на Vesta. Отзывы о нем противоречивые: одни водители довольны, другие жалуются на поломки уже на малом пробеге.
Ценник LADA Iskra начинается с отметки в 1 249 000 рублей за базовую комплектацию с 90-сильным двигателем. Максимальная версия Enjoy с 106 л.с. и вариатором обойдется уже в 1 579 000 рублей. Однако с точки зрения технологий — это всё те же старые атмосферные двигатели без турбонаддува и с устаревшими характеристиками, что и у Granta или Vesta.
По словам президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина:
«Iskra предлагает крайне завышенную цену за минимальный набор характеристик».
А что внутри?
Надежды на богатый интерьер тоже не оправдываются. Внутреннее оформление напоминает небогатый Logan, мультимедиа-система выглядит устаревшей, а из современных удобств — лишь USB-порты и подогрев сидений, причём только в дорогих комплектациях.
За такую цену машину вряд ли выберут как личный автомобиль — скорее, она окажется в автопарках такси или корпоративного транспорта.
Времена изменились, а подход нет
«АвтоВАЗ» делает ставку не на инновации, а на госсубсидии. Для отдельных категорий покупателей — многодетных семей, медиков, учителей и участников СВО — действуют скидки до 20%. Однако очевидно, что это не забота о потенциальных покупателях, а попытка подстегнуть слабый интерес там, где продукт абсолютно неконкурентоспособен.
Но даже с учетом всех скидок эта модель выглядит откровенно слабой на фоне китайских конкурентов, которые за схожую цену предлагают больше функций, лучшую сборку и современный дизайн. А уж среди подержанных иномарок можно найти машины на порядок качественнее и надежнее.
Затухшая еще на подходе Iskра
Фактически, запуск LADA Iskra — это попытка выдать желаемое за действительное. Ограниченный старт продаж — вынужденная мера, обусловленная логистическими и производственными проблемами. Высокая стоимость не оправдана характеристиками, а обещания массовых поставок — пока лишь пустое сотрясание воздуха.
Если в ближайшее время модель не найдет отклика даже в трех ключевых городах, скорее всего, последует резкое удешевление или сворачивание проекта, как это уже случилось с LADA Aura.
Сегодня Iskra выглядит не как инновационный продукт, а как очередной, пусть и слегка обновлённый, вариант Granta — в эпоху, когда рынок требует гораздо большего.