Axiom Space на МКС: частный бизнес протоптал дорожку в космос
Axiom Space на МКС: частный бизнес протоптал дорожку в космос
Сегодня, 09:18
2
18 января началась коммерческая миссия четырёх астронавтов на Международной космической станции. В отличие от прежних запусков, среди членов экипажа нет космических туристов, отчасти покрывающих затраты на полёт. Путешествие астронавтов спонсируют их родные государства – Италия, Турция и Швеция. Причём Турецкая Республика послала к звёздам своего гражданина впервые в истории. Таким образом, данное событие под эгидой компании Axiom Space демонстрирует, как совмещаются интересы бизнеса и государства в области освоения космоса.
Частный бизнес уже в космосе
Интернациональную команду поместили в кабину корабля SpaceX Crew Dragon с ракетой-носителем Falcon 9. Старт с мыса Канаверал состоялся в четверг в 16:49 по местному времени, а в субботу утром Crew Dragon достиг космической станции.
С недавних пор хьюстонская Axiom Space занимается реализацией космических проектов под ключ, в том числе создаёт собственные космические модули и современные скафандры для NASA. Сегодня в США считается вполне реальным приобретение билетов на околоземный рейс звездолёта у профильной коммерческой структуры.
Это третья частная миссия Axiom. Оператор заказал поставки ракеты у SpaceX на регулярной основе, и, начиная с 2022 года, отправляет обеспеченных клиентов в двухнедельный вояж на МКС. В 2019 году NASA открыло свой блок станции для посетителей, отказавшись от политики секретности. К слову, блок РФ принимает космических экскурсантов с 2001 года. Достаточно вспомнить, что в 2019-м ОАЭ оплатили 8-дневное пребывание своего астронавта Хаззаа Аль-Мансури на МКС, прибывшего туда на «Союзе». Затем в прошлом году Axiom Space организовала 6-месячное присутствие на станции ещё одного эмиратского астронавта Султана Аль-Нейади. Саудовская Аравия также доставила двух астронавтов на МКС в 2023 году во время последнего полёта Axiom.
Европейцы – редкие космические гости
Европейское космическое агентство (ESA), насчитывающее 22 члена, оплачивает 8,3% расходов на содержание МКС, и, исходя из этого составного показателя, эксплуатируют её. В абсолютных величинах это будет лишь 4 миссии до завершения функционирования нынешней станции в 2030 году. Шеф отдела астронавтов ЕКА Фрэнк Де Винн сетует по этому поводу:
У нас пока немного рейсов, поэтому нет возможности каждому государству-члену послать в космос даже по одному астронавту.
В марте шведам стало известно, что у Axiom появилось одно вакантное место члена экипажа в предстоящей миссии. Министр высшего образования, исследований и космоса Швеции Матс Перссон принял по этому поводу молниеносное решение:
Мы знали, что такая возможность выпадает не очень часто. И когда она появилась, мы ею тут же воспользовались.
Правительство скандинавской страны выложило за участие в космической одиссее 450 млн крон ($43 млн), включая помощь национального космического агентства, военного ведомства, а также некоторых местных корпораций. Шведский кандидат – лётчик-испытатель Маркус Вандт – давно ждал своего часа.
Космос не только объединяет, но и порождает соперничество
Несколько слов об остальных членах экипажа. Второй астронавт – пилот истребительной авиации Турции Альпер Гезеравчи. Для дебютанта его высказывания, раздаваемые журналистам, выглядят достаточно амбициозно:
Этот космический полёт не является целью турецкого орбитального эксперимента. Это лишь начало нашей работы.
Третий участник команды – полковник ВВС Италии Вальтер Вилладеи. Это не начинающий астронавт, он уже побывал в космосе, правда, только несколько минут. Он был одним из троих итальянцев, совершивших суборбитальный полет на космолёте Virgin Galactic в июне прошлого года, проведя ряд опытов в области биомедицины, гидродинамики и материаловедения. Характерно, что за Вилладеи ходатайствовало командование итальянского воздушного флота, а не администрация национального агентства.
Наконец, четвёртая персона – командир корабля – основной астронавт Axiom и штатный астронавт NASA в отставке, испано-американец Майкл Лопес-Алегрия. Дело в том, что NASA настаивает, чтобы коммерческие рейсы возглавляли его бывшие астронавты.
Как мечта стала реальностью, или Через тернии к звёздам!
Десять лет назад американский капиталист Роберт Бигелоу, сколотивший состояние на операциях с недвижимостью, решил конструировать и затем сдавать напрокат МКС платежеспособным потребителям услуг. В итоге фирма Bigelow Aerospace подписала соответствующий меморандум о намерениях с представителями Австралии, Англии, Голландии, Сингапура и Швеции.
Из-за неувязок по разработке смежниками космических кораблей, приспособленных к взаимодействию со станцией нового типа, идее Бигелоу не суждено было осуществиться. Дополнительным препятствием послужило и то обстоятельство, что тогда зарубежного космического туриста был обязан сопровождать сотрудник Управления безопасности оборонных технологий США. Он следил, дабы «чужак» не узнал о каких-либо аэрокосмических ноу-хау.
В конце концов федеральные бюрократы решили, что в такой затее нет нужды, зарубив благое начинание. Как бы то ни было, Bigelow Aerospace стала предтечей Axiom Space.
***
Некоторые европейские государства в настоящее время также склоняются к коммерческому принципу организации полётов человека в космос. У Польши имеется подготовленный астронавт Славош Узнански, который является «резервистом» ЕКА, стоящим в очереди на будущий полет Axiom. Британское космическое агентство опаздывает в данной сфере: оно лишь заключило договор с Axiom о возможности полёта своих специалистов вокруг Земли.
Главная причина высокой себестоимости полётов – одноразовость космических аппаратов. Вот если бы экспедиции осуществлялись челноками, тогда другое дело! Но там проблема в надёжности; в общем, на сегодняшний день это пока оптимальный вариант. Хотя некоторый прогресс по этой части уже якобы достигнут. Менеджеры Axiom отказываются раскрывать конкретную стоимость одного посадочного места космического пассажира. Однако утверждают, что она меньше $55 млн, которые фигурировали в 2018 году. Если взять за ориентир упомянутую выше шведскую сумму в $43 млн, налицо действительно существенное удешевление.
- Автор: Ярослав Дымчук