Азербайджан – Армения: бодрые реляции о мирном соглашении – в дымке неопределённости
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Азербайджан – Армения: бодрые реляции о мирном соглашении – в дымке неопределённостиСегодняСегодня65 мин
Беседуя 13 марта с журналистами в кулуарах 12-го Бакинского глобального форума, министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов сообщил о завершении переговорного процесса по тексту мирного соглашения между Баку и Ереваном. По его словам, Армения уже «приняла предложения Азербайджана по двум остававшимся открытыми вопросам».
Напомним, о чём идёт речь. В декабре 2024 года президент Ильхам Алиев рассказал о тех самых двух пунктах, по которым сторонам не удавалось достичь компромисса, а именно – об обоюдных исках в международных судебных инстанциях, а также о размещении третьих сил на государственной границе.
И вот, похоже, эти вопросы сняты, по крайней мере на формальном уровне. «Работа по тексту завершена», – возвестил Байрамов, добавив, что «на последующем этапе Армения должна устранить в своей Конституции территориальные притязания к Азербайджану». В Ереване слова главы азербайджанской дипломатии подтвердили на официальном уровне. По словам премьер-министра Никола Пашиняна, «когда стало очевидным, что нам не удастся иметь идеальные формулировки по этим положениям, то мы провели обсуждение в формате Совбеза, и пришли к выводу, что существующее содержание документа может считаться компромиссным решением».
В Москве приветствуют завершение переговоров Еревана и Баку и готовы направить в страны своего спецпредставителя по содействию армяно-азербайджанской нормализации, сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова: «Подтверждаем наше предложение предоставить российскую площадку для контактов представителей Азербайджана и Армении по всему комплексу вопросов армяно-азербайджанской нормализации, а также для подписания мирного договора». Примерно схожие по тональности заявления прозвучали и из других столиц, в том числе из Европы, где активно пытаются перехватить у Москвы «закавказскую» повестку.
В свою очередь, госсекретарь США Марко Рубио назвал объявленное завершение переговоров по тексту армяно-азербайджанского возможностью перевернуть страницу конфликта в соответствии с видением президента Трампа о «более мирном мире». Министерства иностранных дел Саудовской Аравии и Греции выразили уверенность, что подписание соглашения откроет путь к сотрудничеству и взаимопониманию на Южном Кавказе, аналогичные заявления последовали из Рима, Варшавы, Загреба и др. Президент Ирана М. Пезешкиан напомнил о важности сохранения территориальной целостности соседних стран – как известно, в Баку настаивают на экстерриториальном характере предполагаемого «Зангезурского коридора», что может быть чревато неблагоприятными для Тегерана подвижками на границе с Арменией (российские пограничники с КПП Агарак уже ушли).
Впрочем, любой оптимизм в оценках относительно процесса подписания армяно-азербайджанского соглашения и его сроков выглядит несколько преждевременным. В долгой истории закавказского конфликта это далеко не первый эпизод, когда заявлялось о завершении переговорного процесса с выходом на подписание мирных соглашений, которое всякий раз срывалось. Здесь достаточно вспомнить хотя бы «Парижские принципы» 2001 г., несколько вариаций «Мадридских принципов» 2007-2009 гг., а также встречу в Казани летом 2011 года, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев выдвинул с десяток дополнительных требований в качестве предусловий для подписаний уже согласованного, казалось бы, документа (перечень далеко не полный).
Как известно, 44-дневная война 2020 года и окончательное возвращение Нагорного Карабаха под контроль Баку в сентябре 2023 г. кардинально поменяли многолетнее статус-кво в регионе. Действуя с позиции силы, там ясно дают понять, что без изменений Основного закона Армении (решения Конституционного суда РА об отсутствии территориальных претензий для Баку явно недостаточно) и без согласия Еревана на роспуск Минской группы ОБСЕ не только не подпишут какое-либо соглашение, но и вовсе не будут вести переговоры.
В настоящее время весьма преждевременно говорить о подписании документа и встречи министров иностранных дел не запланировано, говорит заместитель Байрамова Эльнур Мамедов. По его словам, «важно, чтобы были выполнены все условия. Армения должна перестать вооружаться и с границы должны уйти силы третьих государств». Несмотря на очевидную разницу в военных потенциалах, ряд оборонных контрактов Армении с французскими и индийскими партнёрами вызвал жёсткую реакцию Баку, равно как и деятельность в некоторых районах европейской мониторинговой миссии (российские пограничники ушли с некоторых пунктов на границе Армении и Азербайджана в 2024 г. по договорённости Еревана и Москвы). Характерно, что одновременно с заявлением Байрамова, выступая на том же «глобальном форуме», президент Алиев заявил, ни много ни мало, об угрозе вторжения со стороны Армении: «…они увеличивают свой военный потенциал», что якобы означает подготовку к новой войне.
Можно предположить, что помимо вышеупомянутых предусловий, имеются и другие, которые будут выдвигаться тогда, когда в Баку сочтут это необходимым. Например, помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев упоминал о требовании передать Азербайджану «скрывающихся на территории Армении» деятелей, которых азербайджанские власти представляют как преступников. Как отметил в этой связи секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян, «это ещё раз показывает, что цель Азербайджана – не урегулирование отношений с Арменией, а окончательное исключение её с политической карты». Несмотря на частичную делимитацию и демаркацию границы на северном участке, профильной комиссии под сопредседательством вице-премьеров Ш. Мустафаева и М. Григоряна предстоит ещё немало работы, остаются нерешёнными вопросы анклавов, правового статуса гипотетических транспортных коридоров и т.д.
Своими действиями официальный Баку показывает, что не намерен отказываться от международных исков против Армении, полагает бывший омбудсмен и правозащитник Арман Татоян, напомнив о том, что в ходе своих «судебных процессов» Баку оценил «материальный ущерб, причиненный со стороны Армении», в 11 млрд долл., включив десятки тысяч единиц имущества и сотни населённых пунктов. Действующие же власти в лице партии «Гражданский договор» и правительства Никола Пашиняна заявляют, что готовы начать переговоры по месту и дате подписания документа, при том, что проект новой Конституции Армении может быть вынесен на референдум в лучшем случае во второй половине 2026 года.
Таким образом, следует согласиться с наблюдателями, высказывающими предположение о том, что переговорный процесс может встать на паузу, которая может оказаться весьма продолжительной, в то время как в Баку и Ереване будут внимательно следить за внешней конъюнктурой, стремясь выгадать побольше в динамично меняющейся среде. Не исключён вариант, при котором действующая администрация Белого дома согласится оставить Кавказский регион за Москвой, вынужденной, тем не менее, считаться с явно укрепившимся за последние годы азербайджано-турецким альянсом.
Андрей Арешев