Азербайджан – Армения: перманентная эскалация – на повестке дня
21 сентября, в главный государственный праздник Армении (День независимости), который в связи с недавними трагическими событиями особо не отмечался, президент Азербайджана Ильхам Алиев в очередной раз напомнил о себе воинственными высказываниями. Поднимая государственный флаг своей страны в окончательно перешедшем под контроль Баку приграничном Лачине, он посоветовал Еревану «не прибегать к провокациям» во избежание «достойного ответа». «Сегодня Армения должна хорошо подумать», так как «нас ничьи призывы, заявления, инициативы не остановят. Мы на своей земле, и мы защищаем нашу землю. Наши позиции вдоль границы позволяют нам предвидеть любые армянские провокации и принимать необходимые меры. Мы находимся на выгодных позициях на азербайджано-армянской границе от горы Муровдаг до реки Араз. Эти позиции дают нам как военное преимущество, так и возможность визуального контроля над большой территорией, включая контроль над важными коммуникационными линиями», – заявил Алиев, отвергая обвинения Еревана в заходе на суверенную территорию Армении.
«…Если бы [армяно-азербайджанская] граница была там, где они говорят, они бы её установили, построили пограничные полосы, наладили коммуникации, провели инженерные работы. Они считали, что весь Карабах и Зангезур останутся за ними. Поэтому ничего не сделали на азербайджано-армянской границе. Без делимитации нашей границы никто не может сказать, где она проходит. Ещё раз говорю, мы готовы к обсуждениям и берём на себя ответственность за работу комиссий по делимитации – азербайджано-армянских комиссий. Мы собрали все карты. У нас есть все карты, в том числе и XIX века, и ХХ века, и более ранние. И на этих картах чётко видно, кто на какой земле находится. Поэтому никто не может обвинить нас без проведения делимитации», – утверждает президент Азербайджана, вновь заявив о стремлении «подписать мирный договор с Арменией после окончания Второй карабахской войны». Как мы отмечали ранее, более чем вероятно, параметры этого документа вырабатываются в ходе переговоров высокопоставленных представителей Баку и Еревана (включая первых лиц) при посредничестве таких персонажей, как глава Евросовета Шарль Мишель и госсекретарь США Энтони Блинкен. В одном из интервью в конце июля секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян упомянул об идее «отделить нагорно-карабахский вопрос от армяно-азербайджанских отношений. Сейчас мы должны активно обсудить этот вариант и решить, как действовать дальше».
Находясь в заведомо проигрышной позиции, армянские власти отчаянно мечутся в поисках внешнего покровителя. Согласно циркулирующим в местной прессе слухам, после возвращения из Брюсселя, якобы собрав в Иджеване доверенных людей, Пашинян рассказал о необходимости продержаться два года, ничего не подписывая в надежде на кардинальное изменение расстановки сил в регионе (видимо, в пользу Запада), что откроет для армянской стороны новые возможности, не исключая военные. Однако едва ли в Баку согласятся ждать столь долго: едва ли случайно одновременно с демонстративным водружением флага в Лачине стало известно о подготовке некоего законодательного акта о «Большом возвращении в Карабах» – вопрос включён в план работы осенней сессии комитета по правам человека милли-меджлиса.
Будучи вынужден что-то отвечать, выступая 22 сентября с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, премьер-министр Армении Н. Пашинян предложил Азербайджану «показать карту Армении, которую вы признаёте или которую вы готовы признать в качестве Республики Армения… Может получиться так, что с точки зрения Азербайджана только половина Армении и даже меньше того – это Республика Армения. Если Азербайджан признал бы территориальную целостность Армении не только теоретически, но и конкретно, я имею в виду территориальную целостность нашей международно-признанной территории, площадь которой составляет 29 тыс. 800 кв. км, то это будет означать, что мы сможем подписать мирное соглашение посредством признания каждого из двух государств…».
«Международная наблюдательная миссия в районах, прилегающих к армяно-азербайджанской границе, станет важным фактором для повышения региональной стабильности, – глава армянского правительства полагает «принципиально важным является полноценная вовлеченность в данный процесс международного сообщества». – В интересах региональной стабильности, а также согласно принципам и нормам международного права, азербайджанские вооружённые силы должны быть выведены с суверенной территории Республики Армения».
Несмотря на решимость всеми имеющимися средствами защищать «государственность, территориальную целостность и демократию», подвергшаяся агрессии Армения, со слов её лидера, нуждается в «полноценной поддержке со стороны международного сообщества». Видимо, в поисках этой самой поддержки Пашинян и ведёт переговоры с такими «лидерами свободного мира», как госсекретарь США Блинкен и генеральный секретарь НАТО Столтенберг. И это – только некоторые из множества встреч на самых разных уровнях. Возможно, ставка делается на идеологически мотивированную администрацией Байдена поддержку «демократической» Армении в противоположность «авторитарному» Азербайджану, – именно в таком ключе подавался пропагандистами наезд в Ереван спикера Палаты представителей Конгресса Нэнси Пелоси, в реальности обусловленного скорее внутри-американской предвыборной интригой. По итогам встреч престарелой конгрессменши (возможно, досиживающей в своей должности последние месяцы) с Пашиняном, главой парламента Аленом Симоняном и министром обороны Суреном Папикяном заявлений о каких-то конкретных договорённостях с армянской стороны не последовало. Нелепые слухи о нескольких миллиардах долларов в помощь «армянской демократии» из кармана артистичной гостьи, разумеется, не получили ни малейшего подтверждения. Зашкаливающий уровень дилетантизма Пашиняна и его людей, в большинстве – выходцев из «неправительственной» среды – предполагает благоговейное внимание звонким, но пустым фразам западных лидеров и одобрительным похлопываниям по плечу, которые не могут восприниматься и обсуждаться всерьёз. Что же касается захватывающей дух «армянской демократии» при Пашиняне, то о ней красноречиво свидетельствуют кадры разгона протестных акций родственников погибших военнослужащих на мемориальном комплексе Ераблур.
Не учитывается специфической публикой, собирающейся в центре Еревана под американскими флагами, и публикация в минувшем августе Госдепартаментом интегрированных страновых стратегий по Азербайджану и Армении. Признавая «важность экспорта азербайджанского газа через Южный газовый коридор для обеспечения энергетической безопасности Европы и снижения зависимости от российского газа», ведомство Блинкена обозначают долгосрочную помощь Баку в преодолении гуманитарных последствий боевых действий, разминировании и безопасном и добровольном возвращении внутренне перемещенных лиц, а также в улучшении инвестиционного климата. Особо отмечается наблюдателями положение о приоритетном внимании США к «повышению оперативной совместимости Азербайджана с НАТО» – заметим, что соответствующая работа велась многие годы, причём отнюдь не только по линии азербайджано-турецкого военно-технического сотрудничества. Так, недавно в Баку прибыли международные инструкторы стартующего 26 сентября очередного курса НАТО «База данных Концепции оперативных возможностей (КОВ)» (OCC E&F Database Training Course). «Учитывая потребности азербайджанской армии, исходя из отношений Азербайджан – НАТО и двустороннего сотрудничества, достаточное количество наших молодых людей учатся в военно-учебных заведениях других стран по различным специальностям», – рассказал в июне министр обороны АР Закир Гасанов. В учебный план по совместной подготовке и обучению азербайджанских военных будет добавлен новый предмет под названием «Стратегия и планирование обороны». Кроме того, «представители азербайджанской армии будут назначены на должности штабного офицера по региональному координированию в Отделе военного партнерства Управления военно-гражданских отношений и военного партнерства Командования объединенных сил в нидерландском городе Брунсум и штабного офицера по Концепции оперативных возможностей командования Сухопутных войск в турецком Измире».
Разумеется, ни Пашинян, ни министр иностранных дел Арарат Мирзоян, ни секретарь Совбеза Армен Григорян изначально не в состоянии требовать от Вашингтона и Брюсселя изменить стратегию и формат их отношений с Азербайджаном. В качестве элементов помощи Еревану рассматривается поддержка реформы оборонного сектора, профессионального военного образования, миротворческих операций (очевидно, под формальной эгидой ООН или ОБСЕ) и военного медицинского потенциала, а также эффективное реагирование на стихийные и техногенные бедствия и смягчение их последствий. Среди целевых секторов для торговли и помощи США упоминаются туризм, сельское хозяйство и высокие технологии. Учитывая «гибридный» характер американской политики, следует предположить тесную связку её благообразно-пропагандистского «фасада» и возможной военно-«туристической» или даже диверсионно-террористической составляющей.
Отсюда проистекает дальнейшая вероятность различного рода мутных сценариев, очередных «запланированных поражений», призванных продемонстрировать несостоятельность ОДКБ как военно-политической организации, а также ограниченность возможностей России как гаранта стабильности и безопасности в Кавказском регионе. Недавний обстрел пограничного поста в Гегаркунике недвусмысленно указывает об одной из возможных «сюжетных линий» возможных провокаций. Разменной же монетой в бесконечной «Большой Игре» неизбежно станет армянская государственность даже в её нынешнем исчезающем виде.
Андрей Арешев