Азербайджан и Армения не могут договориться ни по одному из новых вводных вопросов
МОСКВА, 22 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Прошёл год с момента подписания 9 ноября 2020 года трёхстороннего (Россия-Азербайджан-Армения) мирного соглашения, остановившего вторую карабахскую войну. Все подписанты едины в том, что это соглашение позволило положить конец кровопролитию и запустить процесс налаживания мирной жизни в регионе.
В связи с годовщиной трёхсторонних договорённостей МИД России в своём заявлении констатирует, что зафиксированные в соглашении договорённости в целом выполняются», и что «Баку и Ереван сохраняют приверженность дальнейшей реализации и неукоснительному соблюдению всех его положений».
Далее существует разница в оценочных моментах. Для Азербайджана вторая карабахская война оказалась победоносной. Он вернул под свой контроль территории, которые были утеряны в начале 1990-х годов. Армения эту войну проиграла, утеряв 72,3% территории Карабаха, контролируемой на 26 сентября 2020 года, а 27,7% территории остаётся под армяно-российским контролем, тогда как 39,85% территории Карабаха Азербайджан получил без боя и ещё 32,55% — в ходе боев.
Если раньше у Армении в связи с так называемым «поясом безопасности» из семи азербайджанских районов были достаточно сильные стратегические позиции в регионе, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. Армянское общество, политические элиты по-разному, но тяжело переживают сложившуюся ситуацию, пытаются разобраться в причинах поражения.
В этой связи в Ереване витает идея создания комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны, чтобы получить ответы на многие вопросы и сделать выводы. Как заявил спикер парламента Армении Ален Симонян, «мы не можем смотреть на эту огромную боль сквозь пальцы. Нужен долгий и тщательный анализ всего того, что произошло, мы заплатили очень высокую цену за свои ошибки».
Но, как бы то ни было, соглашение 9 ноября 2020 года обозначило новую геополитическую ситуацию в регионе не только по линии взаимоотношений Азербайджан — Армения. Прежде всего изменился политический и военный баланс сил в Закавказье, появился фактор Турции как региональной державы, стали более очевидными реальные пределы влияния России в регионе и степень реальной заинтересованности США и стран Евросоюза в этой части постсоветского пространства.
Более того, по всем признакам, Запад, проявивший пассивность в ходе карабахской войны, пытается активизировать свою политику в регионе с целью «модернизировать» некоторые положения соглашения 9 ноября 2020 года, квалифицируя его как «неполное» или «временное», указывая при этом прежде всего на пятилетний мандат российских миротворцев в Нагорном Карабахе, на то, что не считают нагорно-карабахский конфликт завершённым из-за неопределённого статуса Нагорного Карабаха.
Речь прежде всего идёт о возможностях реанимации помимо формата Россия-Азербайджан-Армения, появившегося в результате соглашения 9 ноября 2020 года, формата с участием Минской группы ОБСЕ (МГ ОБЕ), что может в определённой степени нивелировать роль России как посредника или арбитра, контролирующего ситуацию в зоне конфликта. Тем более, что она пытается на данном этапе избегать обсуждения вопроса о статусе Нагорного Карабаха, хотя это щепка, за которую держится премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Кстати, представляется, что Ереван пытается выиграть время, учитывая, что Азербайджан и Турция стремятся почему-то выйти совместно на нормализацию отношений с Арменией, оговаривая это условиями реализации проектов экономического сотрудничества и разблокировки коммуникаций только по своему сценарию. Судя по всему, это не ситуативный момент. Становится совершенно очевидно, что между Азербайджаном, Турцией и Арменией продолжает копиться огромный клубок проблем, и сложно прогнозировать, какой характер они приобретут со временем.
Существующие серьёзные расхождения в позициях затрудняют возможности выхода на конструктивный диалог с взаимным учётом чувствительных моментов в национальных интересах. Вот почему, на наш взгляд, резкий всплеск дипломатической активности вокруг отношений между Азербайджаном и Арменией пробуксовывает. Это было выявлено наглядно в случае, когда в СМИ появилась «утечка» о возможной личной встречи Алиева и Пашиняна, что потом было опровергнуто армянской стороной.
«Азербайджан предложил Армении начать работу над мирным соглашением. Мы хотим говорить не о войне, а о мире, — заявил Ильхам Алиев — Мы предложили начать работу над демаркацией и делимитацией границ. Но, к сожалению, ответа не получено».
Однако мировая практика свидетельствует, что территориальное размежевание рассматривается обычно как раз при заключении мирного договора или после этого, который, во-первых, является демонстрацией проявления воли и стремления конфликтующих спокойно мирно решать широкий круг вопросов, а не только касающиеся демаркация границ.
Во-вторых, мирный договор по содержанию шире мирного соглашения. В нашем случае ничего такого нет. Гарантом стабилизации пока выступает одна только Россия на фоне подтверждений Баку и Еревана о приверженности достигнутым мирным договорённостям 2020 года, но без подписания новых соглашений.
Таким образом сложилась ситуация, когда Азербайджан и Армения не могут договориться ни по одному из новых вводных вопросов. С одной стороны, возможность решения экономических вопросов, в том числе разблокирования коммуникаций и открытия коридоров, даёт определённые надежды на то, что стороны в долгосрочной перспективе будут сближаться через развитие инфраструктуры и логистики.
Однако может ли это обеспечить мир — спорный вопрос, тем более что любой коридор имеет не только экономическое, но и политическое и геополитическое значение. Пока на данный момент как реальный переговорный формат Москва — Баку — Ереван так и потенциальный с участием МГ ОБСЕ «провисают» из-за отсутствия чёткой повестки, отражающей приоритеты сторон. Так что остаётся только ждать дальнейшего развития событий.