Азербайджан начнет СВО с Россией
Президент США Дональд Трамп анонсировал на 8 августа подписание в Белом доме мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном. Для этого в Вашингтон прилетели премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Директор Института нового общества Василий Колташов рассказал, что теперь ждет Россию на Кавказском направлении.
Трамп похвалил Пашиняна и Алиева и сказал, что «они делают правильный выбор». Также он сообщил, что США подпишут двусторонние соглашения с каждой из сторон, чтобы «совместно развивать экономические возможности».
Центральным камнем преткновения остается вопрос о так называемом Зангезурском коридоре – стратегическом транспортном маршруте через армянскую Сюникскую область. Азербайджан настаивает на создании экстерриториального коридора, связывающего основную территорию страны с Нахичеванской автономией, что вызывает серьезные опасения в Ереване. Армянская сторона справедливо опасается, что такой статус может со временем привести к фактической утрате контроля над частью своей территории.
В поисках компромисса Вашингтон предложил оригинальное решение – передачу управления коридором американской частной военной компании (ЧВК) на срок до 100 лет. Этот план, по сути, предполагает создание своеобразной «зоны особого управления» под контролем США. Турецкие партнеры, активно участвующие в переговорном процессе, продвигают альтернативную схему с частным оператором, приемлемым для обеих сторон.
Реализация американского плана может привести к беспрецедентному усилению влияния США в регионе. По неподтвержденным данным, рассматривается возможность размещения в зоне коридора значительного контингента ЧВК (1000 бойцов). Такое развитие событий создаст принципиально новую геополитическую конфигурацию в Закавказье, потенциально превратив этот регион в новый фронт противостояния между Западом и российско-иранской осью.
При этом нельзя не отметить определенную иронию ситуации: спустя десятилетия после распада СССР именно Соединенные Штаты могут стать гарантом нового транспортного сообщения между бывшими советскими республиками. Однако, в отличие от советских времен, теперь этот коридор может стать не столько мостом между народами, сколько новым геополитическим разломом в и без того нестабильном регионе.
По словам Василия Колташова, «выдавливание» России с территории Азербайджана и Армении не приведет ни к чему хорошему.
– У нас есть ключевой торговый путь «Север–Юг», – говорит он. – Этот коридор проходит через Каспий, и для нас абсолютно неприемлемо присутствие американцев в этом регионе. Но если они там окажутся – это не станет помехой для защиты коридора в случае угрозы. Мы знаем, как такие вопросы решались в истории.
Наши отношения с Азербайджаном ухудшаются из-за действий Алиева и общего антироссийского вектора, которого он придерживается. С Арменией ситуация сложнее: Пашинян формально участвует в российских торговых проектах в рамках Евразийского экономического союза, и армянские товары получают определенные привилегии. Однако они удаляются от нас, сближаясь с Британией и Азербайджаном. Это для России неприемлемо.
К сожалению, никто не будет спрашивать нашего мнения, поскольку за последние годы были допущены серьезные политические ошибки, в том числе излишнее доверие к Западу. Мы надеялись, что сможем влиять на Азербайджан и Армению, даже когда они явно играют против нас. Но, судя по всему, Россия теряет влияние в этом регионе. Армения и Азербайджан, скорее всего, объединятся в блок против нас.
Когда дело дойдет до защиты жизненно важного коридора, который соединяет нас с Ираном и Индией через Каспий, Армения окажется на стороне Азербайджана.
– А как нам надо будет выходить из этой ситуации?
– Это довольно просто. Есть важная юридическая формула, озвученная еще Авраамом Линкольном, президентом США и известным юристом. Он сказал, что часть не может принимать решения за целое. Независимость Азербайджана и Армении, так же, к слову, как и Украины, стала возможна только потому, что эти страны были дружелюбны к России.
Когда они отделились от целого, им было позволено проводить самостоятельную политику, но только в контексте нейтралитета и дружбы с нами. Теперь же они превращаются в антироссийский блок – и Армения, и Азербайджан. Это означает, что они утрачивают право на суверенитет. Их суверенитет должен быть отозван.
Мы видим, как это происходит на примере Украины, где суверенитет постепенно отзывается. То же самое должно произойти и с Арменией и Азербайджаном. Если они выбирают антироссийский курс, то не могут рассчитывать на сохранение независимости.
– То есть, грубо говоря, это будет новая специальная военная операция?
– Я думаю, что до этого когда-то дойдет. Но не факт, что начнем мы. Скорее всего, первым начнет действовать Азербайджан. Пока Украина держится, Азербайджан имеет шансы, как они думают, шагнуть дальше в регионе. А дальше уже и Грузию приберут к рукам – и будет «великий Азербайджан».
А вот Иран не будет вмешиваться, потому что он только что сложным путем вышел из конфликта с США и Израилем. И это для нас означает, что Иран будет в обсервационной позиции – наблюдать будет. А вот мы станем разбираться с этой проблемой.
– Почему до этого вообще дошло?
– Основная причина, по которой американцы добиваются успеха в Закавказье, а мы терпим неудачи, заключается в структуре нашей дипломатической системы. У нас в основном работают карьерные дипломаты, которые не имеют практического политического опыта. На высоком уровне, например на уровне руководства государства, назначаются опытные политики, но на уровне послов и руководителей отделов посольств действуют чиновники, которые зачастую не готовы рисковать своей карьерой ради решения жизненно важных вопросов для России.
Эта проблема усугубляется закрытостью нашей бюрократической системы. В отличие от американцев, у которых есть как карьерные, так и политические дипломаты, наши дипломаты часто занимаются ритуальной работой. Они проводят официальные мероприятия, такие, как Дни дружбы с Россией, и дарят матрешки, но не всегда понимают, что происходит на самом деле. В результате важные события, такие как конфликты в Закавказье, могут оставаться незамеченными, потому что информация не доходит до вышестоящего руководства.
В то время как у американцев есть возможность назначать политических дипломатов для выполнения ключевых задач, у нас такая практика отсутствует. Это приводит к тому, что наши дипломаты не могут адекватно реагировать на изменения в регионе и не готовы к активным действиям. Повторюсь, они больше заботятся о своей карьере, чем о национальных интересах.
Тем не менее успех американцев и британцев в регионе может оказаться временным. Как показывает опыт, Россия умеет вести войну, и это не следует забывать. Однако у Азербайджана может быть искаженное восприятие нашей военной мощи, и они могут недооценивать нашу способность действовать решительно.
Я хотел бы видеть дипломатические решения, но с каждым днем шансы на это уменьшаются, поскольку американцы активно вмешиваются в дела Закавказья. Это исторически важный регион, и влияние иностранных государств, таких как США и Великобритания, здесь недопустимо. Закавказье – это стратегический маршрут, который должен оставаться безопасным для нашей торговли, особенно с Индией и Ираном. Мы ставим на континентальную торговлю, и у нее есть огромный потенциал.
Поэтому ни один недружественный режим в регионе не должен существовать. Мы можем рассмотреть возможность переформатирования суверенитета, чтобы обеспечить безопасность наших интересов.
Примером политического дипломата может служить Александра Коллонтай, советский посол в Швеции во время Великой Отечественной войны. Она демонстрировала, как политик может успешно вести дипломатические дела. Нам нужны такие дипломаты, но пока система не будет реформирована, их появление остается под вопросом.