Азербайджан начнет СВО с Россией

Азербайджан начнет СВО с Россией

Президент США Дональд Трамп анонсировал на 8 августа подписание в Белом доме мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном. Для этого в Вашингтон прилетели премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Директор Института нового общества Василий Колташов рассказал, что теперь ждет Россию на Кавказском направлении.

Трамп похвалил Пашиняна и Алиева и сказал, что «они делают правильный выбор». Также он сообщил, что США подпишут двусторонние соглашения с каждой из сторон, чтобы «совместно развивать экономические возможности».

Центральным камнем преткновения остается вопрос о так называемом Зангезурском коридоре – стратегическом транспортном маршруте через армянскую Сюникскую область. Азербайджан настаивает на создании экстерриториального коридора, связывающего основную территорию страны с Нахичеванской автономией, что вызывает серьезные опасения в Ереване. Армянская сторона справедливо опасается, что такой статус может со временем привести к фактической утрате контроля над частью своей территории.

В поисках компромисса Вашингтон предложил оригинальное решение – передачу управления коридором американской частной военной компании (ЧВК) на срок до 100 лет. Этот план, по сути, предполагает создание своеобразной «зоны особого управления» под контролем США. Турецкие партнеры, активно участвующие в переговорном процессе, продвигают альтернативную схему с частным оператором, приемлемым для обеих сторон.

Реализация американского плана может привести к беспрецедентному усилению влияния США в регионе. По неподтвержденным данным, рассматривается возможность размещения в зоне коридора значительного контингента ЧВК (1000 бойцов). Такое развитие событий создаст принципиально новую геополитическую конфигурацию в Закавказье, потенциально превратив этот регион в новый фронт противостояния между Западом и российско-иранской осью.

При этом нельзя не отметить определенную иронию ситуации: спустя десятилетия после распада СССР именно Соединенные Штаты могут стать гарантом нового транспортного сообщения между бывшими советскими республиками. Однако, в отличие от советских времен, теперь этот коридор может стать не столько мостом между народами, сколько новым геополитическим разломом в и без того нестабильном регионе.

По словам Василия Колташова, «выдавливание» России с территории Азербайджана и Армении не приведет ни к чему хорошему.

– У нас есть ключевой торговый путь «Север–Юг», – говорит он. – Этот коридор проходит через Каспий, и для нас абсолютно неприемлемо присутствие американцев в этом регионе. Но если они там окажутся – это не станет помехой для защиты коридора в случае угрозы. Мы знаем, как такие вопросы решались в истории.

Наши отношения с Азербайджаном ухудшаются из-за действий Алиева и общего антироссийского вектора, которого он придерживается. С Арменией ситуация сложнее: Пашинян формально участвует в российских торговых проектах в рамках Евразийского экономического союза, и армянские товары получают определенные привилегии. Однако они удаляются от нас, сближаясь с Британией и Азербайджаном. Это для России неприемлемо.

К сожалению, никто не будет спрашивать нашего мнения, поскольку за последние годы были допущены серьезные политические ошибки, в том числе излишнее доверие к Западу. Мы надеялись, что сможем влиять на Азербайджан и Армению, даже когда они явно играют против нас. Но, судя по всему, Россия теряет влияние в этом регионе. Армения и Азербайджан, скорее всего, объединятся в блок против нас.

Когда дело дойдет до защиты жизненно важного коридора, который соединяет нас с Ираном и Индией через Каспий, Армения окажется на стороне Азербайджана.

–​ А как нам надо будет выходить из этой ситуации?

– Это довольно просто. Есть важная юридическая формула, озвученная еще Авраамом Линкольном, президентом США и известным юристом. Он сказал, что часть не может принимать решения за целое. Независимость Азербайджана и Армении, так же, к слову, как и Украины, стала возможна только потому, что эти страны были дружелюбны к России.

Когда они отделились от целого, им было позволено проводить самостоятельную политику, но только в контексте нейтралитета и дружбы с нами. Теперь же они превращаются в антироссийский блок – и Армения, и Азербайджан. Это означает, что они утрачивают право на суверенитет. Их суверенитет должен быть отозван.

Мы видим, как это происходит на примере Украины, где суверенитет постепенно отзывается. То же самое должно произойти и с Арменией и Азербайджаном. Если они выбирают антироссийский курс, то не могут рассчитывать на сохранение независимости.

–​ То есть, грубо говоря, это будет новая специальная военная операция?

– Я думаю, что до этого когда-то дойдет. Но не факт, что начнем мы. Скорее всего, первым начнет действовать Азербайджан. Пока Украина держится, Азербайджан имеет шансы, как они думают, шагнуть дальше в регионе. А дальше уже и Грузию приберут к рукам – и будет «великий Азербайджан».

А вот Иран не будет вмешиваться, потому что он только что сложным путем вышел из конфликта с США и Израилем. И это для нас означает, что Иран будет в обсервационной позиции – наблюдать будет. А вот мы станем разбираться с этой проблемой.

– Почему до этого вообще дошло?

– Основная причина, по которой американцы добиваются успеха в Закавказье, а мы терпим неудачи, заключается в структуре нашей дипломатической системы. У нас в основном работают карьерные дипломаты, которые не имеют практического политического опыта. На высоком уровне, например на уровне руководства государства, назначаются опытные политики, но на уровне послов и руководителей отделов посольств действуют чиновники, которые зачастую не готовы рисковать своей карьерой ради решения жизненно важных вопросов для России.

Эта проблема усугубляется закрытостью нашей бюрократической системы. В отличие от американцев, у которых есть как карьерные, так и политические дипломаты, наши дипломаты часто занимаются ритуальной работой. Они проводят официальные мероприятия, такие, как Дни дружбы с Россией, и дарят матрешки, но не всегда понимают, что происходит на самом деле. В результате важные события, такие как конфликты в Закавказье, могут оставаться незамеченными, потому что информация не доходит до вышестоящего руководства.

В то время как у американцев есть возможность назначать политических дипломатов для выполнения ключевых задач, у нас такая практика отсутствует. Это приводит к тому, что наши дипломаты не могут адекватно реагировать на изменения в регионе и не готовы к активным действиям. Повторюсь, они больше заботятся о своей карьере, чем о национальных интересах.

Тем не менее успех американцев и британцев в регионе может оказаться временным. Как показывает опыт, Россия умеет вести войну, и это не следует забывать. Однако у Азербайджана может быть искаженное восприятие нашей военной мощи, и они могут недооценивать нашу способность действовать решительно.

Я хотел бы видеть дипломатические решения, но с каждым днем шансы на это уменьшаются, поскольку американцы активно вмешиваются в дела Закавказья. Это исторически важный регион, и влияние иностранных государств, таких как США и Великобритания, здесь недопустимо. Закавказье – это стратегический маршрут, который должен оставаться безопасным для нашей торговли, особенно с Индией и Ираном. Мы ставим на континентальную торговлю, и у нее есть огромный потенциал.

Поэтому ни один недружественный режим в регионе не должен существовать. Мы можем рассмотреть возможность переформатирования суверенитета, чтобы обеспечить безопасность наших интересов.

Примером политического дипломата может служить Александра Коллонтай, советский посол в Швеции во время Великой Отечественной войны. Она демонстрировала, как политик может успешно вести дипломатические дела. Нам нужны такие дипломаты, но пока система не будет реформирована, их появление остается под вопросом.

Ольга Федорова