Азербайджан – ШОС: перспективы взаимодействия в региональном контексте
Фото: Азертадж
16 сентября 2022 года в Самарканде прошёл Саммит стран-членов Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) с участием Президента Азербайджана Ильхама Алиева, пишет ИнфоШОС. В своём выступлении он проинформировал «коллег о транзитных и транспортно-логистических возможностях Азербайджана», включая, в частности, крупнейший гражданский грузовой флот на Каспии в 52 судна, модернизацию Бакинского международного морского порта и участие прикаспийской республики в региональных коммуникационных проектах, таких, как коридоры «Восток – Запад» и «Север – Юг». Китай поддерживает сотрудничество Азербайджана с ШОС для совместной работы во имя безопасности, стабильности, развития и процветания в регионе, заявил Председатель КНР Си Цзиньпин по итогам встречи со своим азербайджанским коллегой в кулуарах самаркандской встречи.
Напомним, ШОС была учреждена в 2001 году Казахстаном, Китаем, Кыргызстаном, Россией, Узбекистаном и Таджикистаном. Среди уставных приоритетов в её деятельности – укрепление отношений взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами; развитие эффективного сотрудничества в области политики, торговли и экономики, науки и техники, культуры, образования, энергетики, транспорта, туризма, охраны окружающей среды и др., совместные усилия по достижению мира, безопасности и стабильности в регионе, принятие шагов по созданию нового международного экономического и политического порядка. Как отмечают некоторые наблюдатели, с момента учреждения, и особенно после присоединения Индии и Пакистана, ШОС находится в поиске наиболее перспективных направлений развития, которые, не сводясь исключительно к вопросам безопасности, тем не менее, тесно с ними связаны.
Пока Азербайджан является партнёром ШОС по диалогу. В 2016 году был подписан меморандум, отражающий приоритетные направления взаимодействия, включая борьбу с экстремизмом и сепаратизмом, обеспечение региональной безопасности и стабильности. Помимо саммитов и совещаний высокого уровня, в июне 2023 г. Азербайджан в очередной раз принял участие в Форуме производственно-поставочных цепочек ШОС и в Международной инвестиционной и торговой выставке стран ШОС в Циндао, представив товары национальных производителей. И это – далеко не единственный пример такого рода.
Подав в 2018 году заявку на статус наблюдателя в ШОС, Баку заинтересован в повышении статуса в рамках организации, что ещё раз подтвердил Ильхам Алиев на встрече с руководителями российских СМИ в Клубе главных редакторов ТАСС 23 февраля 2022 года: «Что касается ШОС, мы уже задействованы в определённом смысле. Мы являемся партнером по диалогу уже не один год. Это первая ступень. Вторая ступень – это наблюдатели. И мы официально несколько лет назад обратились в секретариат ШОС с тем, чтобы повысить наш статус до статуса наблюдателя, но, к сожалению, этот вопрос до сих пор не решён». Несмотря на то, что в ходе контактов с руководством стран – членов ШОС говорилось о том, что нет причин для неизменения статуса, «этого до сих пор не происходит по не известным для нас [Азербайджана – авт.] причинам».
В ходе июньского саммита 2023 года в Нью-Дели был завершён процесс присоединения к ШОС Исламской Республики Иран в качестве полноправного участника. С учётом непростых взаимоотношений между соседями по Араксу, теоретически ШОС, в случае создания соответствующих условий, можно рассматривать как эффективный формат для обсуждения имеющихся межгосударственных разногласий и споров, а также актуальных вопросов региональной безопасности. Напомним, предшественником ШОС был учреждённый в после распада Советского Союза региональный форум пяти государств, в рамках которого в короткие сроки удалось урегулировать все острые приграничные и иные вопросы между Китаем бывшими советскими республиками. В настоящее время в ШОС по факту «уравновешивают» друг друга ядерные Индия и Пакистан, отношения которого с Азербайджаном часто рассматриваются как союзнические.
За последние годы интерес Китая к обеспечению собственной безопасности в контексте растущего противостояния с Америкой и деструктивных происков коллективного Запада в Центральной Азии заметно возрос. Встречный интерес государств постсоветского Кавказа к Китаю во многом обусловлен их «многовекторным» внешнеполитическим курсом и стремлением обрести дополнительные гарантии безопасности, а также инвестиции в рамках амбициозных макрорегиональных инициатив и проектов.
Государства-члены ШОС активно рассматривают вопрос о получении Баку и Ереваном статуса наблюдателя, отметил в марте 2022 г. Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин, выразив по этому поводу оптимизм, но затруднившись назвать конкретные сроки. Невозможно не принимать во внимание и сохраняющиеся сложные отношения между двумя соседними странами: «…государства – члены ШОС единодушны в том, чтобы не вносить двусторонние противоречия в организацию. Это также обязательство, которое должна выполнить любая страна, претендующая на вступление в “семью ШОС”».
Заявка Азербайджана на предоставление статуса наблюдателя в настоящее время рассматривается государствами-членами, сообщил Генеральный секретарь ШОС 17 апреля в ходе встречи с делегацией из Баку во главе с помощником Президента Азербайджана Анаром Алакбаровым, выразив надежду, что она получит положительный отклик.
Активизация Китая на Южном Кавказе носит сбалансированный характер, находя отражение также в контактах с Тбилиси и Ереваном. 28 июля в Чэнду Председатель Си встретился с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили, а неделей ранее по итогам политических консультаций на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств в Пекине выразили поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Армения. По всей видимости, не была обойдена вниманием и отрицаемая Азербайджаном проблема Нагорного Карабаха. Через несколько дней в интервью китайской медиакорпорации China Media Group азербайджанский лидер заявил о возможном подписании мирного соглашения с Арменией в ближайшем будущем, а также охарактеризовал отношения своей страны с Китаем как отличные. Напомнил Ильхам Алиев о «Транскаспийском международном транспортном коридоре», приобретающем, по его мнению, всё большее значение для стран Центральной Азии из-за небольшого выбора в вопросах транспортировки грузов в Европу и обратно.
По словам советника по торгово-экономическим вопросам посольства КНР в Баку Ма Чи, «Китай поддерживает Азербайджан в совершенствовании инфраструктуры трансграничных и мультимодальных перевозок, увеличении пропускной способности и эффективности Транскаспийского международного транспортного коридора, улучшении качества услуг, оказанных грузовому железнодорожному сообщению “Китай – Европа”, а также в привлечении большего числа грузоотправителей, чтобы Азербайджан играл более активную роль в транспортных перевозках между Китаем и Европой». При этом разговоры о предполагаемом «Зангезурском транспортном коридоре» между основной территорией Азербайджана, Нахичеванской автономией и Турцией, в том числе – в контексте с той или иной успешностью реализуемой Пекином инициативы «Один пояс – один путь» продолжаются уже не первый год. Однако едва ли стабильного функционирования транзитного маршрута между восточным и западным берегами Каспия (известного также как «Срединный коридор») на всём его протяжении удастся достичь без должного внимания к вопросам обеспечения безопасности, эффективно решать которые возможно, в первую очередь, в рамках ШОС и её Региональной антитеррористической структуры.
«В условиях эрозии международных политических и экономических отношений, азербайджанская сторона видит возможность в повышении эффективности системы региональной безопасности посредством взаимодействия с авторитетных международных структур. ШОС является одной из таких», – отмечают эксперты аналитического центра STEM. Ранее в отношении перспектив присоединения Азербайджана к ШОС высказывались и более скептические оценки, однако времена меняются. Активное участие Баку в различного рода широких международных форматах, таких, как Движение Неприсоединения, в перспективе открывает дополнительные возможности к более тесному взаимодействию с ШОС. Именно эта организация, не являющаяся военным либо иным блоком, способна обеспечить долгосрочные геоэкономические связи, поверх сиюминутной конъюнктуры, придающие более прочную основу связям между её участниками, включая не только полноправных членов, но также государств-наблюдателей и партнёров по диалогу.