Азербайджан вступил в военный союз с Турцией. Великий Туран против России?

Азербайджан вступил в военный союз с Турцией. Великий Туран против России? Фото: Depo Photos / Globallookpress

Тайно-явный тюркский союз на Кавказе стал явно-тайным после заключения Шушинской декларации между Азербайджаном и Турцией. Прежнее неформальное военное сотрудничество, обеспечившее победу Азербайджана в прошлогодней карабахской войне с Арменией, обрело характер формального военного союза. Но для одной Армении, главного врага обоих союзников, он явно избыточен. Тогда против кого он направлен на самом деле? Не против ли России? Или, быть может, он «за» кого-то? С обретением прямой транспортной связи через Зангезурский коридор Турция и Азербайджан автоматически становятся главными гарантами и главными бенефициарами китайского «Нового Шёлкового пути» в Европу. Без России.

Автор:
Александр Цыганов

До сих пор многие рассуждают о Кавказе в парадигме его априорной важности. Если не для мира, то для России точно. Это не вполне верно. С военной точки зрения Кавказского хребта в качестве естественной природной границы России вполне достаточно. А приглядывать за южной полусферой после потери Габалинской станции приспособились из других мест.

С политической же точки зрения Закавказье представляет собою истинный чемодан без ручки. Регион, не имеющий более стратегического значения в противостоянии с НАТО; регион, обильно унавоженный взаимной ненавистью народов, лишённых теперь высшего имперского умиротворителя; регион, усеянный режимами, исполненных тихой и явной ненависти к России; регион, даже внятными полезными ископаемыми не располагающий – какой с него толк?

Хотя… Один интересный для Москвы смысл всё же имеется. Впрочем, и здесь туземные режимы ведут себя по принципу «сам не ам и другим не дам». 

Но если подойти к делу с умом и сообразительностью… 

Что же за смысл? А транспортный. Транзитный.

Один коридор давно занимает соответствующие умы: Балтика – Каспий – Индийский океан. Роскошная альтернатива Суэцкому каналу, дорогому и забитому кораблями. Правда, надо провести большие работы по рытью канала через Иран, причём по довольно сложному рельефу. Но тем интереснее сухопутная альтернатива, шоссейная и железнодорожная: Россия – Азербайджан – Иран.

Царьград об этом писал, так что здесь ограничимся лишь обозначением этого маршрута.

Второй коридор, напротив, уже существовал и действовал: Россия – Абхазия – Грузия – Турция – Ближний Восток. По берегу Чёрного моря и далее везде. Но нацистские амбиции освобождённых от «имперского угнетения» грузинских элит закономерно вызвали войну в Абхазии, закончившуюся закономерным бегством геройских героев. И вот уже тридцать лет их душит незаслуженная, по их мнению, обида. В ответ на которую они душат выгодный прежде всего им самим транспортный транзит.

Грузия всё-таки не Россия. В обход этого пятачка на карте мира можно проложить тысячи путей.

А вот третий коридор как раз и служит попытке обойти транзитом Россию. Это путь через Казахстан – Каспий – Азербайджан – Турцию. И далее опять же везде – что на Ближний Восток через Сирию, что в Европу через Болгарию. Что вовсе и туда, и туда – по морю.

Но тут важны два обстоятельства. Обязательная принадлежность предлога «через» к понятию «Казахстан». И наличие принадлежащей Армении территориальной «кишки», разделяющей основную территорию Азербайджана и его примыкающего к Турции эксклава – Нахичевани. Эта «кишка» зовётся романтично, прямо по александр-гриновски: Зангезур.

Азербайджан вступил в военный союз с Турцией. Великий Туран против России?Транскаспийский участок Нового Шёлкового пути. Карта: Телеканал Царьград

Правда, романтизма тут мало, что «нео-«, что «старо-«. А больше звериного интереса, старых кровавых счетов и того самого фирменного туземного «сам не ам и другим не дам».

И вот тут на днях случается важное – а для региона и близкое к эпохальному – событие. В рамках официального (что важно) визита главы Турции в Азербайджан президенты двух стран Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев подписывают совместную декларацию о союзнических отношениях. Официальную об официальных – что тоже важно.

Там много всего – и политические-экономические-торговые отношения, и культура-образование-спорт, и военное сотрудничество, и взаимная военная помощь, и энергетическая безопасность, и сотрудничество в сфере военной оборонной промышленности. Словом, полноценный союзный договор.

И там ещё значится – Зангезурский коридор. 

Символика и практика 

Союзная декларация получила название Шушинской. Потому что была символично подписана в городе Шуша, отнятого азербайджанцами у армян в конце 2020 года. Символичность же здесь в том, что Шуша, бывшая крепость, нависает над столицей Нагорного Карабаха Степанакертом, контролируя заодно и основную дорогу в этот город из Армении. Во время первой войны в начале 1990-х годов захват армянами Шуши предопределял их победу в том конфликте. Во время недавней войны её захват азербайджанцами ставил победную точку уже в ней. Правда, не поставил. Азербайджану пришлось удовольствоваться запятой, поскольку дальнейшее избиение армян остановила Россия.

Что, кстати, по мнению ряда чутких наблюдателей, ей ещё откликнется в будущем. Когда уйдёт нынешний адекватный лидер Ильхам Алиев со своей школой МГИМО и КГБ, прекрасно понимающий геополитические расклады, интересы России и то, что русского обуха азербайджанской плетью не перешибёшь. А память о том, кто не дал добить армян и освободить Нагорный Карабах полностью, в азербайджанском народе останется.

Но пока это не актуально. Баку и от запятой довольно млеет, празднуя победу в своей Отечественной войне. Одержанной со значительной, если не решающей помощью Турции. И теперь закономерно оформляет фактические союзнические отношения с Анкарою в формальные. Как это сформулировал турецкий политолог Энгин Озер,  

Если раньше отношения двух стран можно было называть дружескими, братскими, то теперь на официальном уровне Турция – союзник Азербайджана. 

И всё же военные аспекты этого союзничества, при всём их значении первого подобного соглашения стороннего государства с бывшей союзной республикой (если не считать включения прибалтийских стран в НАТО), не слишком важны. Военного значения он фактически… не имеет. Даже несмотря на то что из Турции немедленно раздались весьма значимые голоса, сулящие теперь строительство турецкой военной базы на территории Азербайджана. Просто против главного врага обоих союзников, Армении, такой союз явно избыточен. Против Ирана, тоже по разным причинам нелюбезного им же государства, он недостаточен. Против Грузии – бессмыслен.

Остаётся ещё одна кавказская держава – Россия. Но против неё такой союз и вовсе смешон.

Значит, символику оставляем в стороне и смотрим на практику. А она отражена в таком пассаже со стороны Ильхама Алиева:  

Сегодня мы не просто говорим о Зангезурском коридоре, который свяжет автомобильной и железной дорогами Азербайджан и Турцию, но и предпринимаем практические действия. 

Что он имеет в виду? 

Защита транзита через Армению… от армян 

Всё просто. Зангезур – территория Армении. Как бы исторически подкованная общественность обеих республик ни стонала по поводу «неправильной» принадлежности как него, так и Нахичевани, границы закреплены договорами. И изменить их могут, как известно, только война и послевоенные новые договоры.

Война же, проигранная армянами в Нагорном Карабахе, границы вернула к состоянию на момент роспуска Советского Союза: Карабах и Армения разделены принадлежащим азербайджанцам Лачинским коридором, Нахичевань и Азербайджан – армянским Зангезуром. Напрашивался обмен: армяне получают экстерриториальный доступ к Степанакерту и армянским районам Карабаха, азербайджанцы – такой же к Нахичевани. Русские миротворцы – в качестве гарантов.

Выгода всем. Армения получает, наконец, прямой транспортный наземный выход в Россию и в мир через Азербайджан. Азербайджан – в Турцию. Зангезурский и карабахский узлы противоречий превращаются в важнейшие и выгоднейшие транзитные хабы на тех путях, что описаны в начале статьи.

Но, к сожалению, многим – отчего-то собранным в прозападном секторе – силам в Армении такой вариант не нравится. Экстерриториальный доступ в Карабах и так есть, к тому же защищённый русскими солдатами, – тем жальче уступать свой исключительный контроль над Зангезурским коридором.

В ответ на что Баку и Анкара гневаются, призывают Ереван «воспользоваться возможностями сотрудничества в регионе» и грозятся, что теперь, в рамках декларации, будут реализованы масштабные проекты по восстановлению Карабаха, а также те, что связаны с открытием Зангезурского коридора».

Конечно, эти угрозы пока не релевантны – тут Москва держит руку на пульсе, коли уж эти вопросы входили в предложенное ею мирное соглашение. Тут и турецкая военная база на азербайджанской территории явно возможна лишь с её формального или молчаливого одобрения – а уж чужая военная операция на земле Армении невозможна в принципе. Что, в частности, и заставляет Ереван откровенно наглеть. Возможно, себе на голову, ибо терпение Кремля как гаранта может однажды истощиться, а парадоксальными и при том безупречно верными решениями Владимира Путина и в американском истеблишменте своих детей пугают.

Но главное – отчего такая скороспелая страсть в Анкаре и Баку к Зангезурскому коридору? Нет ли тут какого-то куда более шкурного интереса, нежели всего лишь сухопутный доступ друг к другу после 30 лет поездок через Грузию и полётов на самолётах?

Откровенно говоря, прямых данных по этому пункту нет. Но есть данные по давно озвученным планам третьей стороны. Той, что тысячелетиями тренировалась пусть медленно, но зато неуклонно претворять их в жизнь.

Речь идёт о китайской транспортно-инфраструктурной программе «Один пояс – один путь». В ней много предусмотрено разных маршрутов, но все они подчинены правилу, так сказать, НЕ единственности. Посему большое значение – и уже большие деньги – вкладывается Пекином в маршрут Синьцзян (Урумчи) – Казахстан («сухопутный порт» Хоргос — Чимкент – порт Актау) – Каспийское море – Азербайджан (порт Баку) – Турция.

Есть, повторимся, и другие маршруты – через тот же Иран, например, и его портовый комплекс «Каспиан», – но этот привлекателен своею простотой и предсказуемостью. Казахстан у Китая фактически в кармане, Турция сама страстно жаждет служить транзитёром на пути в Европу – память о выгодах от Великого Шёлкового пути пережила века. Осталось обеспечить стыковку между этими пунктами – и порядок. Но вот беда – там то война, то вот теперь капризная Армения. Которая и так-то в транспортном тупике сидит, а тут ещё и кочевряжится вообще не по делу.

Полезен в такой обстановке Китаю союз между Турцией и Азербайджаном? Превращающий их в нечто вроде так страстно чаемого Анкарою тюркского Турана, только пока не в территориальной, а в транспортной ипостаси?

Риторический вопрос…