«Балтийская труба». Как будет проходить строительство? Анализ.

"Балтийская труба". Как будет проходить строительство? Анализ.

Петр Наимски, полномочный представитель правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре, заявил на заседании Сената, что морское строительство газопровода Балтийская труба может быть завершена в этом году, и первое судно, подготовленное к строительству газопровода, должно покинуть Роттердам и отправиться в путь в Балтийское море 5 мая. Так как же будут выглядеть следующие месяцы на строительной площадке Балтийской трубы?

Все ближе и ближе строительство одного из важнейших в истории проектов диверсификации поставок газа в Польшу.

Этапы строительства

Baltic Pipe будет 36-дюймовым (около 900 мм в диаметре) подводным балтийским газопроводом длиной около 273 км, проходящим через территориальные воды и исключительные экономические зоны (ИЭЗ) трех стран:

Дания — около 132 км в длину (территориальные воды плюс воды ИЭЗ)

Швеция — около 85 км (воды ИЭЗ)

Польша — около 56 км (территориальные воды плюс воды ИЭЗ)

Само строительство газопровода, с точки зрения строительства, заключается не только в прокладке труб. Этой деятельности предшествуют и следуют несколько других работ, которые должен выполнить подрядчик. Они делятся на:

Предпроектные строительные работы

Монтаж трубопровода

Структурное исследование

Обследование морского дна после укладки

Сфера деятельности с первого пункта включает:

— Устранение препятствий на пути строительства трубопровода (например, валуны),

— Удаление мин и неразорвавшихся бомб UXO (неразорвавшиеся боеприпасы),

— исследование морского дна,

— Установка бетонных «подушек» на сооружения, которые будут пересекаться с газопроводом.

Сфера деятельности по второму пункту включает:

— Укладка газопровода по дну, в том числе проверка правильности прокладки (TDM — Touchdown monitoring).

Сфера деятельности из третьего пункта включает:

— Оценка правильности укладки и стабилизации труб по дну.

В сферу деятельности четвертого пункта входят:

— Укладка каменного материала (для улучшения стабилизации трубопровода, перекрытия точек пересечения с другими морскими сооружениями),

— Закапывание трубопровода на морском дне, например, на якорных стоянках, подходах к портам и т. д

В объем работ из пятого пункта входят:

— Оценка правильности выполненных работ с целью, среди прочего, строительная сертификация и разрешение на использование.

Строительство Балтийской трубы

В случае с "Baltic Pipe" некоторые задачи уже выполняются, а некоторые из них начнутся в ближайшее время. Соответствующие субъекты, связанные с деятельностью в морских зонах Дании и Швеции, уже опубликовали соответствующие навигационные предупреждения. На всех участках строительства в настоящее время скоро начнутся подготовительные работы. Судно ETD Hercules в настоящее время работает в польской ИЭЗ. Мониторинг неразорвавшихся боеприпасов и возможная очистка морского дна от «препятствий». Аналогичные работы проводятся в территориальных водах Дании компаниями NG Worker и TSM Ouessant. Согласно навигационному предупреждению Датского морского агентства, работы продлятся до конца мая. Согласно предупреждению, все строительные работы на датском участке должны завершиться в январе 2022 года.

Работы по удалению или подрыву неразорвавшихся боеприпасов в шведской ИЭЗ планируется провести с 1 по 31 мая этого года. Также с 1 мая по 30 июня продолжатся работы по установке бетонных "подушек" на сооружениях, через которые пройдет Балтийская труба. Согласно отчету Espoo, всего на трассе трубопровода необходимо установить 26 подушек — 22 на кабельных соединениях и 4 на соединениях трубопроводов (Северный поток 1 и 2).

Прокладку газопровода планируется начать в июне. Согласно навигационному предупреждению шведской морской администрации, работы в шведской ИЭЗ запланированы на 20 июня и продлятся до 30 июля.

Работы по укладке будут выполняться динамически позиционируемым судном Castorone, принадлежащей основному подрядчику проекта — Saipem Limited. Работы с динамически позиционируемым судном можно будет проводить на участках глубиной более 20 метров. Глубина строительства шведского участка колеблется от 32 до 50 метров. На участках, глубина которых не превышает 20 метров, этап строительства будет осуществляться судами с якорным позиционированием. Они будут использоваться в основном в территориальных водах Дании и Польши.

По данным Морского агентства Дании, в зоне своей ответственности Castorone и стоящие на якоре Castoro Sei и Castoro 10. Оба подразделения ранее строили газопроводы Северный поток (Castoro Sei -Северный поток, Castoro 10 — Северный поток и Северный поток 2).

"Балтийская труба". Как будет проходить строительство? Анализ."Балтийская труба". Как будет проходить строительство? Анализ."Балтийская труба". Как будет проходить строительство? Анализ.

По планам на укладку труб уйдет до четырех месяцев. Далее последуют работы после укладки, основным элементом которых будут работы, связанные с закапыванием трубопроводов в дно и укладкой каменного материала. По предположениям, газопровод будет проложен в местах, где глубина воды не превышает 20 метров. Эти работы будут проводиться двумя способами. На мелководье шельфа (до 12 метров) работы будут производиться земснарядами, т.н. землесосный снаряд, или трюмный земснаряд, оснащенный специализированным ковшом, волочащимся по дну. В более глубоких водах будет использоваться специальный подводный плуг, который, двигаясь по газопроводу, закопает его на дно моря.

Если невозможно использовать плуг (например, тип морского дна, экологические требования) и другие земснаряды, будет использоваться механический продольный земснаряд. Его режим работы аналогичен работе плуга, но его можно использовать в местах, где дно из камней. Его темп работы явно ниже, чем при использовании других методов. Предполагается, что в случае строительной зоны в Польше необходимо будет использовать механические выемки на участке протяженностью 3 км.

Согласно предварительной проектно-сметной документации, около 125 км газопровода будет проложено на морском дне. Эти цифры могут быть изменены в результате подробных исследований морского дна.

Согласно документам, представленным в рамках процедуры консультации, объем материалов, снимаемых при земляных работах на отдельных участках, составляет:

Дания — 720 140 куб.

Швеция — 236 600 кубометров

Польша — 439 500 куб.

"Балтийская труба". Как будет проходить строительство? Анализ.

Строительный флот (на разных этапах строительства) Baltic Pipe будет состоять не менее чем из 20 судов и барж. В настоящее время по навигационным предупреждениям можно идентифицировать 15:

Трубоукладочное судно (PLV)

Castorone

Castoro Sei

Castoro 10

Исследовательские / вспомогательные суда

Ievoli Ivory

Ievoli Amber

Подразделения, работающие, среди прочего, Обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов, устранение препятствий на трассе Балтийского трубопровода

Noordhoek Pathfinder

Noortruck

TSM Ouessant

ETD Hercules

NG Worker

Земснаряды

MJОLNER R

Heimdal R

GUNGNER R

Harald

TOSTE R

Этот флот включает суда для подачи труб, строительную охрану (GUARD) и другие вспомогательные строительные единицы.

"Балтийская труба". Как будет проходить строительство? Анализ.

Вокруг строительства будет зона исключения для судоходства и другой морской деятельности в радиусе 1500 метров. При работе в зоне TSS (Схема разделения движения) на Борнхольмсгате (пролив между Борнхольмом и Швецией) судоходство в радиусе 1000 метров будет исключено. Вокруг других судов, работающих на строительстве "Балтийской трубы", находится зона безопасности радиусом 500 метров. Вдоль трассы трубопровода проложен 200-метровый коридор, исключенный из морской деятельности (запрещены рыбная ловля, дайвинг, постановка на якорь).

"Балтийская труба". Как будет проходить строительство? Анализ.

Логистика строительства Балтийской трубы

Логистика — ключевой элемент эффективного строительства проекта Baltic Pipe. И цепочка поставок оборудования, и источники поставок, и корабли, и трубы. Эти вопросы лежат на плечах главного подрядчика, который организует весь комплекс сопутствующих работ в соответствии со своими требованиями и возможностями.

Одним из важнейших элементов является обеспечение трубами, которые прокладываются судами, работающими в море. По данным «Газ-Систем», газопровод Baltic Pipe будет прокладываться со средней скоростью 3 км в сутки, а это означает, что в сутки на трубоукладчики должно быть доставлено не менее 240 труб длиной 12,2 м каждая.

Согласно данным брокеров, с середины марта Saipem искала своевременный фрахт как минимум 6 единиц PSV (как для поставки труб, так и для другого необходимого груза, такого как топливо, смазочные материалы или продукты питания).

Эти суда будут регулярно курсировать между логистическим портом и PLV -трубоукладчиками, прокладывающими трубы.

Согласно документам Морской администрации Швеции, логистическим портом для строительства Baltic Pipe станет немецкий порт Мукран.

Этот порт также является основным логистическим портом проекта Северный поток 2. Есть много признаков того, что суда PSV, обеспечивающие Северный поток 2, в течение некоторого времени будут проходить мимо судов, которые будут доставлять трубы и материалы на суда, выполняющие строительство "Балтийской трубы". Согласно информации, приведенной в докладе Espoo, для прокладки всего газопровода Baltic Pipe потребуется 23 155 труб (более 130 тыс. тонн труб), общая площадь хранения которых составляет около 86 кв.км

Этапы приемки и испытаний Baltic Pipe

Строительство морских трубопроводов — сложная операция во многих областях. Пока не известно, кроме шведского участка, какие именно суда будут прокладывать отдельные участки. Исходя из опыта использования отдельных судов, можно сделать вывод, что Castoro 10 будет отвечать за строительство газопровода на самых мелководных участках инвестирования (от берега). Castoro Sei, вероятно, построит участки глубиной 12-20 метров, где потребуются заякоренные блоки. Castorone, с другой стороны, как наиболее эффективная укладочная установка, доступная во флоте Saipemu, вероятно, будет прокладывать трубы глубже 20 метров, особенно на TSS Bornholmsgat, где высокая скорость важна из-за объема перевозок.

Также на данный момент неясно, является ли дата 20 июня запланированной датой начала работ только в шведской зоне или общим запланированным началом процесса прокладки Baltic Pipe.

После того, как трубы уложены, стабилизированы и осмотрены, проводится так называемая предварительная приемка. Процедура приемки заключается в заполнении построенного газопровода водой. Чтобы избежать коррозии труб изнутри, в воду добавляют поглотители кислорода, например бисульфит натрия. По расчетам Ramboll с 2018 года, для заполнения Балтийской трубы водой потребуется 20 тонн бисульфита натрия. Вода (лишенная кислорода) будет сбрасываться из сливных сооружений в зоне выхода газопровода с территории Дании в районе Faxe Bugt.

После заполнения трубы водой в трубу вставляется измерительный поршень, который проверяет диаметр трубы по окружности и контролирует состояние сварных швов. Этот тест предназначен для выявления возможных ошибок и проблем, связанных с качеством сварных швов и уходом за ними. Помимо измерительного поршня, в трубу вставляются поршни, чтобы очистить ее внутреннюю часть от загрязнений. Для облегчения очистки в трубу вставляется специальный очищающий гель, который собирается последовательными поршнями. Всего в трубе будет 5 поршней разного назначения. Предполагается, что для очистки всего газопровода потребуется 720 м3 геля. Поршни приводятся в движение силой текущей воды.

"Балтийская труба". Как будет проходить строительство? Анализ.

После очистки трубы от примесей и проверки ее состояния мерными поршнями следует процедура сушки. Сушка может производиться, как правило, тремя способами подряд.

Первый — использовать моноэтиленгликоль (МЭГ). Гель, содержащий МЭГ, выделяется между поршнями, которые под действием сжатого воздуха перемещаются внутри трубопровода. Вода поглощается гелем, а сам гель выводится за пределы труб с помощью поршней. После снятия поршней трубы сушатся в потоке воздуха. На последнем этапе применяется вакуумная сушка, заключающаяся в снижении температуры кипения воды при пониженном давлении. Для этого к трубопроводу подключаются специальные вакуумные насосы, которые, работая несколько дней, снизят давление внутри труб до уровня нескольких миллибар. После сушки газопровод наполняется, например, азотом, чтобы он не подвергался коррозии

Будет ли Балтийская труба построена в срок?

На данный момент угроз своевременному строительству Балтийской трубы нет. Используя флот Saipem и сроки проведения работ, которые должны проводиться в летние месяцы, обычно без сильных штормов, работы по прокладке труб в Балтийском море должны быть завершены в середине сентября. Затем предстоит работа по укладке.

Все работы в датской зоне должны быть завершены к концу января 2022 года, а на шведском участке — к концу апреля 2022 года. Если это произойдет, у проекта будет более шести месяцев для проведения испытаний под давлением, испытаний, инспекций, сертификации и заполнения газом.