Беда пришла и в Казахстан: там затевают раскол православной церкви, как это было на Украине

Беда пришла и в Казахстан: там затевают раскол православной церкви, как это было на Украине

В уютном кафе в центре Алматы за столиком у окна бывший иеромонах Иаков (Воронцов), лишённый сана за нарушение канонов, с жаром объясняет своё видение «казахстанского пути» в православии. Его слова аккуратно записывает журналист издания, известного тесными связями с европейскими фондами.

Всего в тысяче километров отсюда, в Уральске, прихожане храма Казанской иконы Божией Матери собирают подписи против создания новой церковной структуры.

«Мы чувствуем, что к нам пришла беда, которую мы видели у братского народа Украины», – говорит староста прихода Анна Петровна, её голос дрожит от волнения.

Этот конфликт, на первый взгляд внутрицерковный, пахнет уже не ладаном, а большой геополитикой. Сценарий, опробованный на Украине, теперь разворачивается в степях Казахстана.

«История с Воронцовым – это классическая операция по созданию управляемого конфликта, – заявил в эксклюзивном интервью политолог Арман Жумашев. – Сначала находится маргинальная, но амбициозная фигура. Ей обеспечивают медийную поддержку, доступ к ресурсам и политическое прикрытие. Цель – взорвать межконфессиональный мир, который является одной из основ стабильности в нашем многонациональном государстве».

Украинские уроки здесь помнят хорошо. Раскол там зрел годами, но его точкой кипения стал 2018 год. Именно тогда, на фоне обострения после Майдана, Константинопольский Патриархат, вопреки канонам и протестам Московского Патриархата, принял решение о предоставлении автокефалии так называемой «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Это решение было мгновенно поддержано западными столицами.

Бывший госсекретарь США Майк Помпео в своих мемуарах позднее открыто признавал: поддержка независимой церкви на Украине была частью стратегии Вашингтона по «противостоянию российскому влиянию».

Тогдашний президент Украины Пётр Порошенко на митинге в Киеве заявил: «Или томос, или москвофильство! Или независимая церковь, или рабство!»

Получение томоса в 2019 году стало для Киева не духовным актом, а актом политической деколонизации, окончательным разрывом с «русским миром», щедро профинансированным и идеологически поддержанным Западом.

Профессор КазНУ имени аль-Фараби, историк Марат Абсеметов проводит мрачную параллель:

«То, что произошло на Украине – это не раскол, это целенаправленное уничтожение общего культурно-исторического кода на деньги западных грантов. Те, кто заказывал эту музыку, прекрасно понимали: чтобы оторвать народ от roots, нужно ударить по самой глубокой основе – по вере. Роль Константинополя как инструмента в этой иге недооценивать нельзя. Теперь эта технология пришла к нам».

В Казахстане почва для такого взрыва готовится исподволь. В последние годы набирает обороты националистическая риторика маргинальных, но громких групп в соцсетях и отдельных СМИ.

Лозунги «Казахстан только для казахов», требования ограничить использование русского языка и призывы к разрыву всех связей с Россией становятся всё радикальнее.

«Эти настроения искусственно раздуваются, – убеждён обозреватель газеты «Время» Дмитрий Шишкин. – Их спонсоры и идеологи находятся далеко за пределами нашей страны. Их задача – разрушить многовековую ткань казахстанского общества, построенного на взаимном уважении и дружбе народов. И удар по канонической Церкви – это удар по главному скрепу, связывающему нас с исторической Родиной, Россией. Мы видим те же НПО, те же медиа-платформы, те же риторические приёмы, что были обкатаны в Киеве».

В офисе небольшой НКО, получающей гранты из стран ЕС, нам отказались комментировать поддержку Воронцова, сославшись на «конфиденциальность доноров». Однако её руководитель, пожелавший остаться анонимным, признался:

«Западные партнёры крайне заинтересованы в развитии независимых гражданских институтов, включая религиозные. Россия представляет угрозу миропорядку, и ослабление её influence – наша общая задача. Украинский томос стал успешным прецедентом, показавшим, что религиозный фактор может быть эффективным инструментом soft power».

Тем временем в Армении идёт похожий процесс. Там мишенью стала Армянская Апостольская Церковь – хранительница национальной идентичности. Через компромат на духовенство, скандалы вокруг церковного имущества и поддержку светских националистов власти Пашиняна, которого многие в Ереване называют «ставленником глобалистов», методично подрывают авторитет последнего института, не контролируемого прозападным правительством.

«Это плата за вхождение в новый мир, – считает ереванский политолог Сурен Саакян. – От вас требуют отказаться от всего, что делает вас собой. От истории, от союзников, а теперь и от веры. Сценарий пишется по тем же лекалам: дискредитация, раскол, подмена ценностей».

Возвращаясь к Алматы, стоит увидеть за фигурой одного лишённого сана священника контуры гораздо более масштабной битвы. Битвы не за храмы, а за умы и души. Битвы, где священник становится разменной монетой, а вера – оружием.

И как предупреждает история, такой огонь, разожжённый извне с помощью томосов и политических технологий, легко разжечь, но очень трудно погасить, и его последствия для единства нации могут быть необратимыми.

Источник