Беларусь решила добить Клайпедский порт
В обозримом будущем на российской Балтике должен появиться отдельный терминал для перевалки белорусских удобрений. Об этом рассказал руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев. По его словам, Москва и Минск согласовывают детали проекта. Переориентация продукции «Беларуськалия» на Усть-Лугу выглядит более сложной задачей, чем переориентация нефтепродуктов. Но если это произойдет, Клайпедский порт лишится главного источника своих доходов.
Известное крылатое выражение гласит: «Месть — это блюдо, которое подают холодным». Видимо, именно этим принципом Лукашенко руководствуется в отношениях с Литвой. Страсти после прошлогодних президентских выборов в Беларуси поутихли, а плоды своей агрессивной внешней политики Литва начинает пожинать только сейчас.
Литовская компания по железнодорожным грузоперевозкам LTG Cargo в период с января по февраль перевезла почти 7,6 миллиона тонн грузов — это на 2,1% меньше, чем в прошлом году. Спад почти незаметен. Резонный вопрос: почему же уход белорусских нефтепродуктов не сказался на состоянии транзитной отрасли Литвы?
Во-первых, прибалтийская республика еще не успела в полной мере ощутить последствия этого события. Во-вторых, компенсировать потерю нефтепродуктов помогает наращивание транзита удобрений, которые идут из той же Беларуси. Пока помогает.
Литовских железнодорожников и портовиков явно не обрадовала новость о том, что продукция «Беларуськалия», возможно, тоже будет обходить их стороной. «Вопрос создания терминала в Усть-Луге для транзита белорусских удобрений обсуждается. Пока окончательно место не выбрано, но желание у белорусской стороны есть, у нас желание помочь белорусской стороне тоже есть. Я думаю, к лету мы определимся, и станет понятно место расположения терминала, его размер. В основном [обсуждается] Усть-Луга», — заявил руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев.
Кто-то скажет, что обещать — не значит жениться. Но до недавнего времени Литва тоже не верила, что белорусские нефтепродукты могут уйти в Усть-Лугу.
А они взяли и ушли. Даже не попрощались!
С удобрениями может быть сложнее, поскольку для них пока нет свободных мощностей. Впрочем, это вопрос решаемый и даже почти решенный. Прямо сейчас в Усть-Луге строится крупнейший на постсоветском пространстве терминал по перевалке удобрений. До конца года должна быть запущена первая линия погрузки.
И руководство компании «Ультрамар», которая занимается этим объектом, уже заявляло о желании сотрудничать с «Беларуськалием».
Теперь же выясняется, что планы еще более глобальные — построить для белорусов отдельный терминал. Насколько чувствительным это будет для Литвы? Давайте говорить языком цифр. За 2019 год, который предшествовал кризису, Клайпедский порт обработал чуть более 46 миллионов тонн грузов. Из них примерно 10 миллионов — это белорусские удобрения. Нетрудно посчитать, сколько потеряет транзитная отрасль Литвы в процентном соотношении. Для Клайпеды и «Литовской железной дороги» это будет тяжелейший удар.
А ведь «Беларуськалий» собирался увеличивать экспорт своей продукции через Литву до 15–16 миллионов тонн в год! Более того, литовский бизнесмен Игорь Удовицкий — совладелец клайпедского терминала насыпных грузов — утверждает, что эти планы по-прежнему в силе и Беларусь не будет перенаправлять удобрения в сторону Усть-Луги.
«Кроме технических причин, есть и более глубокие. Например, перевод погрузки калия в порты, где одновременно с этим грузятся грузы конкурентов, фактически означает передачу хоть и под опосредованный, но все же контроль конкурентов всего бизнеса, так как движение груза в порту — это еще и движение документов, из которых будут видны контракты, рынки, партнеры. В общем, вся коммерческая информация. Готовы ли «Беларуськалий» и «Белорусская калийная компания» к этому? Вопрос, думаю, риторический», — заявляет Удовицкий.
Это действительно здравый аргумент. Как ни крути, белорусские и российские производители удобрений на мировом рынке конкурируют.
Транспортное плечо для грузоотправителей удлиняется, затраты на обслуживание вагонов увеличиваются — это все правда. Здесь много нюансов. Есть еще и политика. Удовицкий моделирует ситуацию, при которой США и Евросоюз перекроют для российских судов балтийские проливы: «Если в этот момент «Беларуськалий» будет грузиться, например, в Усть-Луге, он станет заложником ситуации.
Пожалуй, учитывая эти совершенно реальные риски, не «Беларуськалий», а российские производители должны думать о том, чтобы создавать резервные площадки погрузки в портах стран Балтии и Финляндии. Впрочем, практически все они это уже сделали».
Интересная версия, но здесь господин Удовицкий явно перегибает палку. Никто на Западе не намеревается запереть Россию в Балтийском море. Это совершенно другой уровень конфронтации. Или даже повод для начала войны.
Россия, знаете ли, тоже может кому-то что-то перекрыть, кого-то где-то ограничить. Если на помощь коммерческим судам начнут приходить военные корабли, то перспективы Третьей мировой войны уже не покажутся такими иллюзорными.
Захочет ли сама Литва наращивать перевалку продукции «Беларуськалия»? Того самого предприятия, которое на Западе критикуют за нарушение прав трудящихся и против которого призывает ввести санкции Светлана Тихановская.
«Я предлагаю Литве и Латвии ввести ограничения на поток товаров из Беларуси, чтобы правительство этой страны также почувствовало экономические последствия этой борьбы», — заявил на днях премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Не о транзитных ли товарах идет речь?
Даже если предположить, что «Беларуськалий» готов развивать сотрудничество с Клайпедским портом, литовские власти должны препятствовать этим планам. Иначе их пламенные речи о поддержке белорусской оппозиции и гроша ломаного не стоят.
Ситуация с нефтетранзитом показывает, что желание забрать грузы из Клайпеды у Лукашенко есть. Главное — не останавливаться на полпути. Новый терминал в Усть-Луге может стать одним из плодов углубления российско-белорусской интеграции. А Литва пускай тоже порадуется: наконец-то «последний диктатор Европы» заберет из Клайпеды свои «кровавые» удобрения.