Белорусско-польская граница – зачем Варшава нагнетает обстановку?

Белорусско-польская граница – зачем Варшава нагнетает обстановку?

Отношения между Польшей и Белоруссией за последние несколько лет скатились до уровня постоянных взаимных упреков без перспектив улучшения в обозримом будущем. Главным инициатором происходящего со второй половины 2020 года является Варшава, которая намеренно идет по пути усиления конфронтации с Минском.

Помимо явно антибелорусских заявлений политиков и наращивания военного потенциала на восточном направлении, польские власти выбрали в качестве одного из инструментов давления на Белоруссию ситуацию на границе. Именно здесь после фактически полного разрыва политических отношений в последнее время стали происходить события, которые грозят серьезными последствиями не только для самой Польши и Белоруссии, но и всего Восточно-Европейского региона.

Стоит напомнить, что после президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года, на которых победил Александр Лукашенко, Варшава отказалась признавать его в качестве легитимного главы государства и встала на сторону оппозиции. В результате в Польшу перебралось значительное число противников белорусского лидера, в том числе и экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская, а польские власти начали планомерную работу по дестабилизации обстановки в соседней республике. Кроме того, Варшава стала одним из главных инициаторов антибелорусских санкций, которые стали вводиться со стороны ЕС с конца 2020 года. В итоге экономическое сотрудничество между двумя странами свелось к минимуму, что не могло не вызвать ответной реакции в Минске.

Белорусские власти неоднократно призывали поляков, а вместе с ними и остальных европейцев отказаться от политики санкций, сесть за стол переговоров и решить все мирным путем. Однако каждый раз на свои предложения Минск получал отказ, а давление продолжало усиливаться. Масла в огонь подлил и начавшийся в 2021 году миграционный кризис, когда тысячи беженцев из стран Африки и Ближнего Востока начали штурмовать границы Польши, Литвы и Латвии со стороны Белоруссии. Тогда Варшава обвинила в происходящем белорусские власти, которые якобы специально завозили мигрантов в республику, а затем помогали им прорываться на территорию ЕС. В конечном счете ситуация привела к тому, что Польша и страны Прибалтики начали вытеснять беженцев обратно в Белоруссию и приступили к строительству забора на границе. Одновременно польские власти решили нанести удар и по транспортному сообщению между странами, что, по их мнению, должно было дать сигнал официальному Минску. Однако, как показывают последние события, данный шаг только усугубил ситуацию на границе.

Проблемы на польских, как и на литовских, пограничных переходах с Белоруссией существовали давно, так как поляки и прибалты всегда неохотно сотрудничали с белорусской стороной. Как неоднократно отмечали в Государственном пограничном комитете Белоруссии, главной проблемой на границе всегда было нежелание европейских пограничных и таможенных служб выполнять взятые на себя обязательства. Ситуация начала ухудшаться еще в 2020 году, когда польская сторона под предлогом борьбы с распространением коронавирусной инфекции закрыла два из шести пунктов пропуска («Словатыче — Домачево» и «Половцы — Песчатка»), а в 2021 году после обвинений Минска в миграционном кризисе остановила работу и пункта «Кузница» недалеко от Гродно. Сегодня же ситуация и вовсе дошла до критической точки, которая грозит полной остановкой транспортного сообщения между двумя странами.

В частности, 10 февраля Варшава официально приостановила работу пункта пропуска «Бобровники» (только в декабре 2022 по этому переходу проследовали почти 111 тыс. человек), объяснив это заботой о национальной безопасности. В реальности же многие аналитики, в том числе и в Польше, связали данное решение с вынесением белорусским судом приговора в отношении оппозиционного журналиста и поляка по национальности Анджея Почобута. Он находится под стражей с марта 2021 года по обвинению в террористической деятельности, а 8 февраля 2023 года Гродненский суд приговорил его к 8 годам колонии усиленного режима. На это сразу отреагировали в Варшаве, назвав решение суда «кульминацией репрессий» против польского нацменьшинства в Белоруссии. В этой связи Варшава призвала ЕС наказать всех причастных к делу Почобута персональными санкциями, после чего и объявила о закрытии «Бобровников». После этого действующих пунктов пропуска на границе двух стран осталось только два: для легкового транспорта «Тересполь — Брест» и для грузовиков «Кукурыки — Козловичи».

Ответ белорусской стороны, где считают, что объективных причин для закрытия «Бобровников» нет, не заставил себя ждать, особенно после того, как 16 февраля Александр Лукашенко на встрече с журналистами назвал закрытие пунктов пропуска «экономической провокацией».

«Вы видите, как ведет себя Польша, Литва. Пока с экономической точки зрения они постоянно провоцируют. Переносят ответственность на меня. Вот они закрыли пункты пропуска. Это что такое? Это экономическая провокация. Значит, торговли нет, нет экономики. И вот постепенно они эти провокации устраивают. Просто провоцируют нас. Ну до поры до времени. Сейчас мы думаем о том, как на это ответить. Приняты решения. Ответим мягко сначала. Не поймут — усилим», — заявил Лукашенко.

Уже на следующий день МИД Белоруссии вызвал поверенного в делах Польши, которому был заявлен решительный протест и отмечено, что Минск оставляет за собой право отреагировать на действия Варшавы, но при этом остается открытым для конструктивного диалога. Одновременно стало известно о требовании белорусской стороны сократить штат генконсульства Польши в Гродно так, чтобы по числу дипломатов был достигнут паритет с генконсульством Белоруссии в Белостоке. Кроме того, в Минске заявили, что «не видят смысла дальнейшего пребывания на своей территории офицера связи Пограничной службы Польши».

Действия белорусских властей еще больше разозлили Варшаву, где даже заговорили о возможности полностью закрыть границу с Белоруссией, если это понадобится. В качестве демонстрации своей решимости Польша с 21 февраля ограничила движение белорусских грузовиков на последнем действующем пункте пропуска «Кукурыки — Козловичи». Правда, на этот раз польские власти не решились на резкое ухудшение транспортного сообщения с Белоруссией, в первую очередь из-за ситуации с местными перевозчиками, которым буквально за несколько дней до этого заместитель министра инфраструктуры Польши Рафал Вебер пообещал не закрывать последний пункт пропуска для грузовых автомобилей, так как это серьезным образом ударит по многим транспортным компаниям страны. Поэтому последнее решение Варшавы не затрагивает транспорт, который зарегистрирован в Польше и других странах ЕС, а также Швейцарии и тех государствах, которые входят в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Кроме того, польское правительство не установило дату окончания своего решения, лишь отметив, что оно будет действовать, «пока белорусские власти не снимут ограничения для польских перевозчиков». Одновременно было отмечено, что «белорусские перевозчики могут заходить в Белоруссию через Литву и Латвию». Примечательно в данном случае то, что уже с 22 февраля поляки перестали пропускать не только белорусские фуры, но и казахстанские, молдавские и прочие с регистрацией в странах, которые не входят в ЕС и ЕАСТ. В результате уже в первые дни ограничения на польской стороне очередь из грузовиков растянулась от границы примерно на 40 км, а в Белоруссию вернули несколько десятков фур из неевропейских стран.

Впрочем, необходимо отметить, что подобное решение Варшавы вряд ли можно считать серьезным ударом именно по перевозчикам из Белоруссии, оно больше напоминает политический демарш в ситуации, когда больше ничего нельзя сделать. Это связано с тем, что белорусские, как и российские транспортные компании, не могут пересекать границу с ЕС с весны прошлого года, за редким исключением. Так, еще в апреле 2022 года ЕС в рамках пятого пакета санкций перестал пропускать грузовой автотранспорт из РФ и Белоруссии. Ограничения не коснулись лишь тех, кто ездил по специальным пропускам, которые могли получить компании, перевозящие гуманитарные, фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные, продовольственные товары или топливо и удобрения.

Как известно, Минск практически сразу ввел ответные меры, запретив «перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Белоруссию автомобилей (и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе». Стоит отметить, что тогда белорусские власти не пошли на полное закрытие границы и разрешили ездить по республике грузовым автомобилям из ЕС «до установленных мест проведения перегрузки и перецепки». Правда, с октября 2022 года Министерство транспорта и коммуникаций Белоруссии ввело дополнительный сбор для тех, кто решил доехать до места перецепки — около 190 евро, но это существенно не изменило ситуацию. Изначально многим казалось, что благоразумие стран ЕС рано или поздно возобладает и под угрозой серьезных проблем в области торговли и транспорта вопрос с ограничениями будет снят. Однако, как показывают последние события, надежды на это были напрасны. Более того, в рамках своей антибелорусской и русофобской политики к польским «коллегам» сегодня вполне готовы присоединиться и страны Прибалтики.

Например, Литва уже сообщила о разрыве в одностороннем порядке Соглашения об обеспечении бесперебойного движения транспорта через границу с Белоруссией. Кроме того, с 16 февраля Вильнюс решил остановить движение грузовых поездов из Белоруссии через пункт «Стасилос» до установки здесь стационарной системы рентгеновского контроля. Правда, поверить в то, что данный пункт заработает снова в обозримом будущем, крайне сложно, даже несмотря не некоторые заявления из Вильнюса о том, что там пока не видят оснований полностью закрывать границу с Белоруссией.

Последние действия Польши, а в перспективе и прибалтийских республик вполне могут привести не только к транспортному коллапсу на границе, но и иным проблемам как в Восточно-Европейском регионе, так и на всем евразийском пространстве. Речь в данном случае идет не только о сфере грузоперевозок и торговле в целом, но и о политических последствиях такого подхода Варшавы.

Каждый недружественный шаг с польской стороны неизменно будет приводить к ответным действиям Минска, что будет накалять обстановку на последних сохраняющихся направлениях сотрудничества Белоруссии со странами ЕС. В конечном счете это может привести к полному разрыву отношений Минска и Варшавы и окончательному установлению нового железного занавеса, так как ожидать от Литвы и Латвии самостоятельности в принятии решений по данной теме сегодня не приходится. В Вильнюсе и Риге ради политических амбиций также готовы пренебречь национальными интересами, что доказала их политика последних двух лет.

Чем подобное развитие сценария может закончиться, догадаться несложно — усилением антибелорусской и антироссийской риторики со стороны Запада и наращиванием военных группировок на границе с Белоруссией и Россией под предлогом «защиты» территории от «агрессивных действий» Минска и Москвы. И в данном случае любое неосторожное заявление или, что более вероятно, провокационное действие со стороны западных стран могут стать причиной перерастания экономического конфликта в военный.

По всей видимости, именно это и является нынешней целью Варшавы и ее заокеанских хозяев, готовых погрузить Европу в хаос, развязав там кровопролитную бойню.