«Белый лебедь» вновь расправляет крылья. Обновленный Ту-160 уже в строю. Достойный ли это ответ на американский В-21 и китайский Н-20?

"Белый лебедь" вновь расправляет крылья. Обновленный Ту-160 уже в строю. Достойный ли это ответ на американский В-21 и китайский Н-20?Ту-160 «Белый лебедь» совершил свой первый полёт в декабре 1981 года. А в январе 2022 совершил полёт мдификации Ту-160М2, неотличимый по формам, но с почти полностью измененным содержимым.

Гонка стратегических вооружений явно набирает обороты, хотелось бы нам этого или нет. Вступают в строй новые большие ракеты, атомные субмарины с межконтинентальными МБР и гиперзвуковые боевые блоки с ядерной начинкой. Характерной приметой времени стала активная работа над самыми пожалуй сложными, технологичными и дорогостоящими летательными аппаратами — трансконтинентальными стратегическими бомбардировщиками, способными в самое короткое время нанести удар на расстоянии в десятки тысяч километров от места собственного базирования. До сегодняшнего дня в неофициальной лиге стран, способных производить такие аппараты всего четыре участника — Британия, Китай, Россия и США. Причем Британия со своим Avro Vulcan из этого элитного клуба выпала, и теперь едва ли туда вернется, а Китай пока на пути, хотя их проект Xian H-20 достаточно высоко котируется среди специалистов. Судя по аванпроектам и эскизам, это будет своеобразный китайский ответ на В-2 Spirit, а теперь и B-21 Raider. Самолёт сконструирован по схеме «летающее крыло» и имеет все признаки технологии «стелс», которую Китай вполне прилично обкатал на собственных истребителях J-20.

"Белый лебедь" вновь расправляет крылья. Обновленный Ту-160 уже в строю. Достойный ли это ответ на американский В-21 и китайский Н-20?Китайский «стелс» и его опасные сюрпризы. Выглядит очень солидно, но Ту-160 все равно способен брать оружия почти в три раза больше. Фото портала Sina

США, после долгого перерыва, тоже выкатили новое изделия, стратегический бомбардировщик В-21, который ещё до первого полёта, в своём безапелляционном стиле назвали «самым совершенным бомбардировщиком в мире. Пока это всё не более чем рекламные слоганы, но более сотни самолётов, на которые уже есть пакетное соглашение между Нортроп-Грумман и ВВС США, это в любом случае очень серьезная сила, требующая достойного противовеса. Это и средства ПВО, и тяжелые истребители и перехватчики дальнего действия, и, пожалуй, прежде всего, собственный флот стратегических бомбардировщиков. Потому что только страх взаимного уничтожения уже много десятков лет поддерживает иллюзию хрупкой стабильности и не даёт народам сползти в ядерный армаггедон.

"Белый лебедь" вновь расправляет крылья. Обновленный Ту-160 уже в строю. Достойный ли это ответ на американский В-21 и китайский Н-20?Американцы без всяких рефлексий называют свой В-21 «Райдер» «самым совершенным самолётом в мире, хотя он ещё даже ни разу не взлетел. Более критично настроенные эксперты называют его «Спиритом на минималках». ВВС США планируют закупить до 140 таких машин. Фото Нортроп-Грумман

Наш флот бомбардировщиков дальней авиации не так давно впервые принял участие в боевых действиях (в 2015 году в Сирии) и с каждым годом их востребованность для армии только увеличивается. К сожалению, сами самолёты не молодеют. К тому же в 90-е годы мы почти утратили компетенцию по производству таких сложных аппаратов. К счастью, не совсем. И ещё одной из многочисленных военных новинок, поступивших в армию в ноябре-декабре нынешнего года оказалась и самая последняя модификация «Белого лебедя», собранного полностью из российских комплектующих, а не из остатков советского наследства.

"Белый лебедь" вновь расправляет крылья. Обновленный Ту-160 уже в строю. Достойный ли это ответ на американский В-21 и китайский Н-20?Помимо крылатых ракет, Ту-160 может и старым добрым «чугунием». Каждый такой красавец способен принять на борт до 90 500-кг ФАБов. Фото МО РФ

Всего Министерство Обороны заказало более 50 таких машин, их которых четыре должны стать специальными самолётами радиоэлектронной борьбы, значение которой в нынешних войнах переоценить просто невозможно. К примеру, американцы утверждают, что их старые-новые Ф-15ЕХ за счёт систем радиоэлектронного противодействия вполне могут считаться машинами пятого поколения и довольно срочно возобновили их производство. Но сколько может такой аппаратуры Ф-15, и сколько Ту-160, рекордсмен мира по возможной боевой загрузке.. Именно за счёт мощных средств РЭБ планируется нивелировать преимущество новых американских бомбардировщиков в плане малозаметности. Хотя для стратегического ракетоносца малозаметность и без того является не самым важным преимуществом. А так — «Белый лебедь, останется «Белым лебедем», самым мощным и быстрым стратегическим бомбардировщиком с 46 действующими мировыми рекордами. Но теперь с полностью обновленной электронной начинкой, системами прицеливания, навигации и даже элементами искусственного интеллекта.

"Белый лебедь" вновь расправляет крылья. Обновленный Ту-160 уже в строю. Достойный ли это ответ на американский В-21 и китайский Н-20?Выкатка первого Ту-160М2, полностью собранного из российских комплектующих на заводе в Казани. Российские ВКС получат более 50 таких красавцев ближайшие 8-10 лет. Один из них уже в строю. Фото ОАК

Естественно, наравне с отлично зарекомендовавшей себя ракетой Х-101 и её ядерным аналогом Х-102 предусматривается постановка на вооружение модернизированного гиперзвукового авиационного комплекса. Не обязательно это будет «Кинжал». Возможно, какая-то модификация «Циркона», который, как и его более медлительный предок «Калибр» демонстрирует завидный универсализм. Одним словом — чистый «БлекДжек», как его и окрестили в версии НАТО. А +50 новых стратегических «бомберов», да ещё и в гиперзвуковом оснащении — это такая сила, что испытывать её военным методом просто никто не решится.