Бензин будет дорожать. «Великолепный» результат работы Минфина
С января 2019 года в России начал реализовываться так называемый налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Его инициатором был глава Министерства финансов, занимавший в то время должность первого вице-премьера, Антон Силуанов. Проработкой налогового манёвра занимался нынешний заместитель Силуанова Алексей Сазанов.
Суть так называемого манёвра заключалась в том, что с 2019 года постепенно повышался НДПИ на добычу нефти, а экспортная пошлина снижалась. Полное обнуление экспортной пошлины должно произойти к 2024 года.
Сразу же, как только было объявлено о налоговом манёвре, к Министерству финансов последовало огромное количество вопросов: зачем ломать великолепно работающий механизм, который защищает наш внутренний рынок и не позволяет расти ценам на топливо слишком быстрыми темпами?
Единственный обоснованный ответ ответ, который приводило экспертное сообщество, заключался в том, что с помощью налогового манёвра Минфин хочет собрать больше налогов в федеральный бюджет. В принципе, цель понятна и обоснована
Но как все вышло на деле? Давайте смотреть
Как только принципиальное решение о налоговом манёвре было принято, в Минфине начале думать, каким образом сдерживать рост внутренних цен на топливо, ведь постепенно обнуление экспортной пошлины вызовет неизбежный рост котировок на бензин, дизель и т.д.
В результате был придуман так называемый демпфер. Когда цена на внешнем рынке выше, чем на внутреннем, бюджет покрывает часть этой разницы тем компаниям, которые продают топливо внутри России. В обратную сторону механизм, соответственно, работает тоже.
И все, вроде бы, было хорошо. Но только на бумаге. Налоговой манёвр не учитывал такой важный фактор, как изменение договоренностей в рамках ОПЕК+. В результате в 2020-2021 году добыча нефти в России сократилась до рекордного за долгие годы уровня. Топлива стало банально не хватать. Компании не были в состоянии закрыть потребности внутреннего рынка без ущерба для своей внешнеэкономической деятельности. Утвержденные параметры демпфера перестали работать, цена на бензин поползла вверх.
Весной отчисления по демпферу были увеличены. Частично это помогло сдержать рост цен на топливо. Но какой результат?
Напомним, изначально налоговый манёвр задумывался с целью увеличения доходной части бюджета. Однако простые цифры говорят о том, что реформа, инициированная Минфином в нефтяной отрасли, была полностью провалена.
В 2018 году при средней цене на нефть марки Urals в 70$ за баррель нефтяные доходы бюджета составили 9,017 трлн рублей. За 11 месяцев этого года мы имеем примерно такую же цену (68,66$) и нефтяные доходы бюджета в размере 8,187 трлн рублей. Плюс в запасе еще декабрь, поэтому можно с уверенностью сказать, что цифры будут сопоставимы с 2018 годом. Уровень добычи сейчас также приближается к докризисному.
То есть, доходы государственной казны оказались примерно на таком же уровне, что и до налогового маневра. Зато риски непредвиденного роста цен на топливо существенным образом повысились. В правительстве началась суета и нервотрепка, "руку на пульсе" держат постоянно.
И вот теперь вопрос: зачем нужно было ломать великолепно работающий механизм, придумывая кучу различных правила и внося неразбериху на рынок? Главная цель (рост нефтяных доходов бюджета) все равно не достигнута.
В дальнейшем можно ожидать, что с окончательным обнулением экспортной пошлины, цены на внутреннем рынке будут расти еще сильнее. Тогда правительству придется увеличивать отчисления по демпферу. А, значит, государственная казна будет получать даже меньше средств, чем это было до введения так называемого налогового манёвра.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!