Бензиновый фронт. Россия начинает и выигрывает
Довольно иронично наблюдать за тем, как Запад, который весь прошлый год кричал о необходимости полного вытеснения России с мирового рынка энергоресурсов, теперь обвиняет нас в умышленном создании дефицита. Речь снова идёт о бензине и дизеле, запрет на экспорт которых был введён чуть более недели назад.
Особенно тяжко оказалось дизельному рынку. И подобное вовсе не удивительно. В настоящий момент Россия — крупнейший в мире морской экспортер ДТ. Несмотря на все "потолки" и "пакеты" мы обгоняем даже такого крупного поставщика как США. Совокупно наша страна обеспечивала 1 млн баррелей дизельного топлива в сутки или около 3,5% мирового потребления. В прошлом году мировое потребление ДТ составило около 28 млн баррелей в сутки.
Если кому-то может показаться, что 3,5% — это не очень и много, то напомню, что в результате совокупного сокращения добычи ОПЕК+ с рынка ушло "только" 2,5% от спроса. Какое это оказало давление на цены — видят все. Поэтому вовсе не удивительно, что цены на дизель уверенно устремились вверх.
Особенно это коснулось США, где стоимость ДТ за галлон составляет 4,58 доллара. Обращу внимание, что у англосаксов всё не как у людей, так что цены не за литр, а за галлон, который содержит примерно 3,78 л. Если же переводить в баррели, то получается больше 190 долларов (самый высокий уровень для этого времени года за всю историю). Тех, кто не хочет путаться в единицах измерения и абсолютных показателях — прошу обратить внимание на график, где рост виден более наглядно.
Кстати, он отлично демонстрирует, что рост цен на дизель начался задолго до запрета России на экспорт. И гораздо больше связан с июньским решением ОПЕК+ о существенном урезании квот. Напомню, что только официальное сокращение тогда составило примерно 1,4 млн баррелей в сутки. А ведь ещё были добровольные сокращения России и Саудовской Аравии, которые до сих пор в силе.
В итоге мировой дефицит в третьем квартале уже составляет порядка 1,6 млн б/с, а в четвертом и вовсе готовится вырасти вдвое — до 3,2-3,3 млн б/с. Что закономерно толкает цены на "черное золото" к 100 долларам за баррель.
Для Штатов цена на нефть и, соответственно, нефтепродукты довольно критична. США — самая автомобилизированная страна в мире. О важности обстановки на заправках для внутренней политики проводилась масса исследований. Между ценами на топливо и одобрением действий президента имеется прямая корреляция, которая сохраняется уже более 30 лет. Прошлый год не стал исключением. Рейтинг одобрения Байдена снижался параллельно с ростом цен на АЗС.
В результате для стабилизации обстановки, с начала президентского срока самоходного деда в 2021 году, Демпартия слила порядка 45% всех нефтяных резервов страны. С 638 до 350 млн баррелей (по состоянию на текущий момент). При этом обещание всё пополнить назад по 70 долларов становится всё менее исполнимым. В августе-сентябре в кубышку подлили жалких 5 млн. Однако почти одновременно с объявлением запрета на экспорт бензина и дизеля из России объем снова стал уменьшаться. Посмотрим, что там останётся, когда выйдут новые данные, на начало октября.
Вообще, США — это яркий пример того, как не надо делать. Один их крупнейших экспортеров нефтепродуктов тотально прикован к мировой конъюнктуре. Внутренние цены на топливо примерно на 57% зависят от стоимости нефти и закономерно реагируют на все скачки.
Это раньше они могли когда им надо включить печатный станок и "долить" резервы, пусть и по высокой в моменте цене. Зато далее включилась бы цепочка: другие регионы лишаются энергоресурсов, их экономики замедляются, спрос на нефть проседает, котировки падают. Да, за решение американских проблем платил остальной мир, но кого это волнует.
Теперь же у США не осталось иного рычага давления на нефтяные котировки, помимо распаковки стратегического резерва. Который и так, как я написал выше, прохудился до небывалых минимумов. Так что Штатам в обозримом будущем придется учиться жить "как все". И пересматривать подход к регулированию отрасли.
Чуть иная по сути, но аналогичная, к сожалению, по результату ситуация в России. У нас внутренняя стоимость топлива в результате проводимого налогового маневра все сильнее зависит от мировых цен, а также сильно коррелирует с курсом рубля. Чего добивался Минфин под руководством Силуанова, лоббируя налоговый маневр в нефтяной отрасли — до сих пор не понятно. Если хотели сделать так, как в США — то результат постепенно приходит.
Таким образом, получается ситуация, что страны-экспортеры испытывают проблемы на внутреннем рынке. Подобное, конечно же, не является нормальным. И требует системного пересмотра всей работы.
С чего стоит начать в "программе минимум" более подробно я разбирал в комментарии к недавней встрече Владимира Путина с членами правительства:
222222222
И в завершение отмечу следующее. "Пострадавшие" нынче Вашингтон и Брюссель уже почти как год добровольно отказались от российских нефти и нефтепродуктов. Ввели на них "потолки". Критиковали третьи страны за "спонсирование Кремля". В результате получили, что хотели. Русский дизель пусть временно, но покинул рынок. Сильно нравится?
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!