Беспокойство генерала Маккензи и соревнование великих держав
Беспокойство генерала Маккензи и соревнование великих держав
Аналитика
26.05.202126.05.2021Оставить комментарий на Беспокойство генерала Маккензи и соревнование великих держав
На фоне ослабления военно-политического влияния США на Ближнем Востоке высокопоставленные генералы Пентагона особо не скрывают своего беспокойства о том, что образующийся вакуум силы заполняют другие великие державы. В частности, они опасаются усиления в регионе России и Китая, которых США расценивают как стратегических противников.
О том, что это значит и к чему приведет, в своей колонке специально для международной редакции ФАН рассказал автор Telegram-канала Colonel Cassad Борис Рожин
С новым заявлением на эту тему выступил глава Центрального командования США (CENTCOM) генерал Кеннет Франклин (Фрэнк) Маккензи. В разговоре с журналистами он пожаловался на то, что в связи с сокращением американского военного присутствия на Ближнем Востоке, влияние РФ и КНР будет возрастать. Два этих государства американский военачальник упрекнул в том, что они хотят создать там свои базы и продавать оружие странам региона.
Достаточно смешно читать подобные претензии, если знать, что США до сих пор являются крупнейшим экспортером продукции военно-промышленного комплекса в мире, а по количеству объектов Пентагона на Ближнем Востоке они далеко опережают Россию и Китай вместе взятые.
Разумеется, в рамках мессианской логики генерала — когда Вашингтон открывает военные базы и торгует оружием — это хорошо. Когда Москва и Пекин делают то же самое — это плохо. Такой подход в свое время объясняли «исключительностью» Вашингтона.
Но реальность все чаще вступает в противоречие с подобным гегемонистским подходом. И именно будущее, где это противоречие будет еще более выраженным, так беспокоит Пентагон. По этой причине выступления американцев вроде того, какое себе позволил генерал Кеннет Маккензи, можно расценивать исключительно в качестве нагнетания военной истерии.
Стоит напомнить, что Ближний Восток находился в сфере влияния США с начала 90-х годов. После распада СССР Америка фактически заняла роль главного и единственного арбитра, который мог позволить себе вмешиваться во внутренние дела любых государств и оказывать произвольное давление на те страны, которые отказывались подчиняться вашингтонскому диктату.
В «нулевые», после вторжений в Афганистан и Ирак, Соединенные Штаты ясно дали понять, что не собираются играть по тем правилам, которые они пытались навязывать другим, а будут действовать по принципу «хочу и буду».
В «десятых» это дополнилось серией кровавых цветных революций «Арабской весны», которую инспирировали и поддерживали США в интересах перекройки государственных границ «Большого Ближнего Востока». Это в свою очередь повлекло за собой войну в Сирии, создание «Исламского государства»1 (ИГ1, запрещено в РФ) и Халифата, последствия чего регион пожинает до сих пор.
В итоге, с 90-х годов «мировой полицейский» осуществил в регионе несколько войн, помогал свержению местных режимов, развязал гибридную войну против Сирии, создавал и спонсировал террористические группировки и стимулировал развитие черного рынка оружия.
В результате же, США сами того не понимая расчистили регион для усиления влияния крупных региональных игроков вроде Ирана и Турции, а также создали возможность для прихода туда великих держав вроде России и Китая.
Важно понимать, что именно действия США привели к ослаблению их влияния на Ближнем Востоке и необходимости «корректировки» своей политики.
Американская экспансия сформировала среду, в которой внешняя помощь больших государств становится жизненно важной для ближневосточных стран. Именно политика Белого дома создала новые возможности для России, Китая, Турции и Ирана.
Разрушая Ирак и Сирию, США фактически ломали старые государственные конструкции и создавали на значительных пространствах региона силовой и управленческий вакуум, который они некоторое время заполняли сами, ну а потом оставляли все на откуп местным бармалеям или марионеточным режимам.
Говоря в этом случае о России, важно понимать, что она не только занимается восстановлением утраченных после уничтожения СССР сфер влияния.
В отличие от США, РФ не навязывает свой политический и военный диктат. Как и Пекин, Москва предлагает другим странам форматы взаимовыгодного сотрудничества. При таком подходе дружественное государство рассматривается как партнер, а не в качестве бесхребетного вассала, существующего по принципу «чего изволите».
Россия поддерживает свой статус великой державы, выступая не с позиции силы, а в качестве миротворца, стремящегося помочь другим странам стабилизировать обстановку ради устойчивого развития. Дальнейшее ее укрепление на Ближнем Востоке и в других регионах это только подчеркнет.
Это уже было продемонстрировано на примере Сирии, которой Россия помогла в борьбе с терроризмом и оказывает поддержку в послевоенном восстановлении. Взаимовыгодные торговые соглашения только дополняют этот союз.
Данная тактика уже вызвала международное одобрение. В партнерстве с РФ теперь заинтересована и Африка, о чем говорят предложения со стороны местных правительств, заинтересованных в российском вооружении и готовых предоставить Москве пространство для создания новых военных баз.
Тут следует заметить, что главным инициатором новых оборонных соглашений становится не Россия. Лидеры государств африканского региона сами выступают с такими предложениями, что дает Москве возможность свободно выбирать место для создания своего следующего военного объекта. Демонстрацией этого, например, становится договор о создании пункта материально-технического обеспечения флота в Судане.
Все это стало возможным ввиду того, что США утратили столь любимое ими «моральное лидерство», которым они так кичились. Реальный облик политики Вашингтона стал ясен большинству, в том числе и по вопросу «продвижения демократии», которое де-факто всегда было связано с продвижением американских интересов под прикрытием заявлений о защите прав человека.
Россия и Китай предлагают более реалистичную и менее идеологизированную политику сотрудничества, в которой выигрывают стороны партнерства. А раз мир становится все менее однополярным, то у небольших или слабых в военном отношении государств, снова появился выбор, который существовал до конца прошлой Холодной войны.
Возьмем Сирию. Россия помогла Дамаску победить «зеленую революцию» и ИГ, переведя сирийскую войну в состояние среднеинтенсивной контртеррористической операции.
Вопрос о насильственном свержении сирийского правительства был фактически снят с повестки дня. В обмен на это РФ получила военно-воздушную и военно-морскую базы (плюс аэродромы подскока), которые используются не только для поддержки действий местной армии в самой Сирии, но и для обеспечения операций в северо-восточной и центральной Африке. Обе стороны оказались в выигрыше.
США в Сирийской Арабской Республике предстали в роли спонсора терроризма и дестабилизирующей силы, свергающей законное правительств. Россия, в свою очередь, выступила на стороне государств, противостоящих терроризму и стабилизирующих обстановку в стране в соответствии с нормами международного права.
Отсюда и информационные атаки на действия России в Сирии, так как контраст с действиями США получился слишком разительным.
РФ не свергает законные правительства стран Ближнего Востока, не спонсирует террористические группировки, не стремится создать огромное число баз с целью создания угрозы местным правительствам и не осуществляет вторжения на территории других государств. В отличие от Соединенных Штатов, от которых регион просто устал.
Это обстоятельство также объясняет причины сокращения американского влияния на Ближнем Востоке.
Поэтому США придется так или иначе смириться с тем, что Россия и Китай вступили в гонку великих держав, расширяющих свое региональное влияние. В обозримой перспективе они будут играть куда как более весомую роль на Ближнем Востоке в рамках проведения своей субъектной политики, свободной от вашингтонского диктата.
Подписывайтесь на «Военно-политическое обозрение» в Telegram и Twitter!