Беспрецедентные меры. Мантуров готовит прорыв в импортозамещении
После назначения на пост вице-премьера, Денис Мантуров разогнался.
Если вспоминать вкратце, то для каркасных отраслей экономики Мантуров хочет создать некое подобие Госплана, функционирующего на рыночных условиях.
Сейчас появилась практическая концепция того, как эти планы предполагается реализовать.
Основой для проектов импортозамещения, по информации «Ведомостей», станут промышленные кластеры. В настоящий момент в реестр Минпромторга включено 48 промышленных кластеров. Надо полагать, каждый из них имеет собственную специализацию. Например, это может быть станкостроение или же производство автомобильных компонентов.
При этом не следует рассматривать промышленный кластер как ещё одну придумку в дополнение к Особым экономическим зонам (ОЭЗ), территориям опережающего развития (ТОР), различных технопарков и т.д.
Всё вышеперечисленное имеет статус географической привязки к той или иной территории. В то время, как промышленный кластер — механизм межрегиональный. Он объёдиняет предприятия не по месту прописки к тому или иному району, а по специализации производства. Например, предприятия, выпускающие различные типы радиоэлектронной продукции, могут располагаться в условной Нижегородской и Хабаровской областях. Однако они всё равно будут объединены в соответствующий кластер. Подобная модель, конечно, является более эффективной, чем создание особых зон по географическому признаку.
Однако куда более важными являются те меры поддержки, которые предлагает ведомство Мантурова. А они, действительно, беспрецедентные.
Первое. Для проектов импортозамещения предполагается полностью обнулить ставку налога на прибыль, а уровень страховых взносов установить на отметке в 7,6%.
Подобный механизм является копией налогового манёвра в IT-отрасли, который в первоначальном варианте был реализован в 2020 году. Сейчас же для IT-компаний также обнулён налог на прибыль при сокращении ставки страховых взносов практически в два раза. Итог — семимильное развитие IT-сектора. Например, по кибербезопасности наши компании уже предоставляют вполне конкурентоспособный, а по ряду услуг — уникальный продукт.
Второе. Государство в рамках заключения СПИК гарантирует закупку определённого количества продукции в том случае, если предприятие выполняет свои обязательства по импортозамещению. Таким образом, государство будет создавать первоначальный спрос на продукцию, что поможет избавить компании от лишних издержек при выходе на рынок.
Более того, если концепция Минпромторга будет принята, правительство обеспечит 50% субсидией покупку пилотных партий продукции. Разумеется, в том случае, если покупателями выступят частные компании, а не государство. Данный механизм разработан для частников с целью простимулировать закупку отечественной импортозамещенной продукции.
Третье. Предполагается льготное кредитование проектов импортозамещения по ставке 90% от ключевой ставки ЦБ. Остальная разница выданного банком кредита будет субсидироваться из бюджета.
Здесь, конечно, всё зависит от уровня ключевой ставки. А её спрогнозировать сложно. Даже сейчас, когда ставка составляет 8%, кредит под проекты импортозамещения в 7,2% не выглядит дешёвым. Впрочем, если это суммировать с обнулённым налогом на прибыль и сниженной ставкой по страховым взносам, то, в целом, финансовая модель получится хорошей.
Но, на мой взгляд, под критически важные отрасли правительство при участии ЦБ должно выдавать кредиты по ставке в 2-3%. Рассчитывать, что ключевая ставка станет 3-3,5%, уж точно не стоит.
Также Минпромторг предлагает мораторий на проверки ФНС на год, затем — исключительно налоговый мониторинг.
Вышеперечисленные меры станут уникальными. По сути дела Минпромторг сформировал практически всё, что нужно для реализации проектов импортозамещения. Единственный дискуссионный момент — ставка по льготным кредитам. По всему остальному вопросов нет. Особенно я бы отметил гарантированный сбыт продукции на первом этапе производства. Можно сколько угодно кредитовать компании и обнулять им налоги. Без начального рынка толку от всех этих мер не будет.
Предполагается, что данную концепцию Мантурова правительство утвердит уже в сентябре-октябре, а в Госдуму соответствующий законопроект пройдёт в IV квартале этого года. Если всё пойдёт по плану, то система промышленных кластеров заработает уже с начала 2023 года. Главное, чтобы Силуанов опять не начал тянуть с бесконечными согласованиями и подсчётами.