Бессмертный советский мотоцикл «Днепр» — история производства
Судьба предшественников мотоцикла Днепр достаточно сложна. После войны производство мотоциклов разделилось по двум направлениям: Днепр, выпуск которого окончательно закончился ограниченной серией Dnieper Vintage в 2017 году, Урал, производство которого продолжается и экспортируется в мир, включая США и Чехию. Общий знаменатель – двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с противоположными цилиндрами (боксер) и прочной конструкцией, в версиях с боковым реверсивным прицепом и третьим боковым приводом.
К 1940 году русские уже располагали различными моделями крупных мотоциклов, но Красная Армия требовала более надежных военных машин.
Иж, с 300 кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем IZ-9, Ленинград – одноцилиндровый четырехтактный L-8, Таганрог – четырехтактный шестицилиндровый AM-600 не устраивали заказчиков.
Армейцы испытали пятнадцать мотоциклов, остановив выбор на немецком пятьдесят седьмом BMW R-71. Русские тайно купили пять моделей этого типа в нейтральной Швеции, разобрали их в Москве, тщательно осмотрели и подготовили улучшенный вариант, обозначили другим серийным номером М-72 (по разным интерпретациям «М» – это «Москва» или «Мотоцикл»). Работали очень быстро при сотрудничестве нескольких инжиниринговых компаний.
BMW R 71, из открытых источниковBMW R 71, из открытых источников
Первый армейский М-72
В 1941 году началось серийное производство на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), бывшем велосипедном. Двухцилиндровые двигатели-боксеры имели рабочий объем 746 кубических сантиметров, клапанную систему SV, два карбюратора K-37 и мощность 22 л.с. (16 кВт).
Мотоцикл с четырех ступенчатой коробкой передач на девятнадцати дюймовых колесах развил скорость до 110 км/ч. Красная Армия потребовала пятьдесят тыс. мотоциклов, из которых тридцать восемь тысяч с прицепом.
Производство было далеко не достаточным, поэтому оно переместилось на другие заводы, позже эвакуировано перед наступающим фронтом.
Помимо Москвы М-72 покинули заводы в Ленинграде (ЛМЗ), Харькове (ЧМЗ) и Таганроге (ТИЗ) в 1941 году. Эвакуация означала перевод первых двух в Горький (ныне Нижний Новгород) и третьего в Тюмень. После производства 2412 мотоциклов М-72 в Москве линия переехала в Ирбит (ИрбМЗ), где все еще идет сборка новых Уралов.
Мотоцикл М-72Мотоцикл М-72
Технический парк был не укомплектован, поэтому русские были рады использовать американскую и британскую помощь, когда получили более тринадцати тысяч Harley-Davidson и 6775 индийцев, более 1600 британских мотоциклов Velocette, BSA и Matchless (согласно российским источникам). Изготовление машин М-72 к концу войны достигло около десяти тысяч штук, после войны они производились до тех пор, пока их не заменили в Киеве на Днепр.
Дорога в Киев, Украина
По решению правительства Министерства центрального машиностроения СССР Киевский мотоциклетный завод (КМЗ) был создан в 1945 году в составе объединения Главмотовелопром на базовой основе ремонта военного автомобиля, на улице Кагатной, 8 в Шевченковском районе Киева.
Разработка началось с легкого трофейного мотоцикла «Киевлянин K-1B» с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 98 кубических сантиметров и 2,5 лошадиных сил (1,8 кВт). Документацию и производственное оборудование получил в рамках военных репараций из восточной части Германии (изначально это был Wanderer 1SP).
На базе «Киевлянина» был создан первый в России трехколесный велосипед для инвалидов К-1В (производство 1947-1951 гг.), Сам мотоцикл был модернизирован до К-1Д с мощностью 3,3 лошадиных сил (2,4 кВт), позже этот трехколесный велосипед был переведен в Серпухов, где разрабатываются небольшие автомобили для инвалидов.
В 1949 году сто специалистов ликвидированного Горьковского мотоциклетного завода прибыли в Киев для оказания помощи в реконструкции завода тяжелого машиностроения М-72. Тем самым был заложен фундамент позднего Днепра, в 1955-1970 годах ежегодно производилось от 45 до 50 тысяч тяжелых мотоциклов.
Разработка тяжелых мотоциклов
Первый тяжелый мотоцикл КМЗ К-750 1956 года был модернизированной военной версией М-72, сборка которого перешло к киевским мастерам. Боксер с двумя цилиндрами был позже уменьшен до 650 кубических сантиметров, получил алюминиевые цилиндры с чугунными вставками, а также ряд клапанов OHV. Так родилась модель К-650, впервые названная Днепр, позже переименованная в МТ-8. МТ-9 (с 1971 года).
#ссср #мотоцикл #авто #история #украина
Мотоцикл Днепр К-650Мотоцикл Днепр К-650
Преемник МТ-10 переключился на 12-вольтную электрическую установку и имел больший топливный бак.
За долгие годы Днепр подвергся постепенной модернизации. Для МТ-10-36 в 1976 году мощность двигателя увеличилась до 36 л.с. (26 кВт). Оптимизированный МТ-11 (с 1985 года) для работы с коляской имел надежные 32 л.с. (24 кВт), четырехступенчатую заднюю передачу и тормоза для всех трех колес и перевозил до 260 кг груза, включая экипаж.
Машина разгонялась до 105 км/ч, как и ее военные предшественники, обладала значительными вне дорожными возможностями, особенно в версии MT-16 (1986 года) с колесной эмблемой 3×2, то есть с колесным приводом с коляской. Производство днепровских мотоциклов с 1967 года превысило три миллиона единиц. Специальные машины сопровождения с увеличенной мощностью до 50 л.с. (37 кВт) созданы для правительства России.
Последние достижения
После политических изменений начала 1990-х годов продажи тяжелых мотоциклов «Днепр» снизились, но в новом тысячелетии ОАО (акционерное общество) «Киевский мотоциклетный завод» по-прежнему предлагал продукцию «Днепр 11М» и «16М» (модернизированное внутреннее обозначение 156) для работы с коляской, то есть улучшенные версии МТ-11. с задним приводом и МТ-16 с мотоциклом и коляской.
Предложение дополнено двухколесным прицепом для мотоцикла (бортовой для 85 кг груза) с маркировкой Днепр 600.
Производственная программа включала специальные версии:
• грузовой трехколесный Днепр 310 (бортовой);
• трехместный пассажирский трехколесный велосипед Днепр 303 Трайк;
• мотоцикл Днепр 11М с коляской;
• Днепр 156P с пожарной техникой;
• военный Днепр 16М с коляской
Двигатели карбюраторные (без впрыска) с объемом 649 кубических сантиметров, мощностью 32 л.с. (24 кВт), крутящимся моментом 47 Нм, сухим сцеплением с двумя дисками и передачей с четырьмя скоростями.
Завод стремился улучшить экономический баланс диверсификации, который включал производство прицепов для легковых автомобилей грузоподъемностью до 3 тонн и кузовов для легких коммерческих автомобилей, но конец был неизбежен.
В 1995 году приватизированное акционерное общество постепенно продавало части производственного цеха, в 2008 году оно сильно пострадало от экономического кризиса, но конструкторы продолжали работать (в 2010 году даже продемонстрировали небольшой двухместный автомобиль с двигателем Днепр MT-10).
В августе 2012 года компания приобрела Kapital Indeks Grupp. Производство запчастей продолжалось.
В 2017 году выпущена серия мотоциклов Dnieper Vintage, что и завершило историю выпуска марки.