Без мигрантов и либерализма: План Белоусова внушает оптимизм
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на выставке «Россия» выступил с программной речью, которая является кратким изложением его плана на ближайшую шестилетку.
Задачи, обозначенные Белоусовым являются, с одной стороны, предельно понятными, но, с другой, не такими простыми в решении, как кажется на первый взгляд. Причем не столько по объективным причинам, сколько по субъективным. В первую очередь из-за противодействия оппонентов, придерживающихся другого взгляда на экономическое развитие.
Сейчас же разберем каждую из названных первым вице-премьером задач
1. Рост инвестиций выше темпов роста ВВП
Вложения в реальный сектор экономики являются главной составляющей всего экономического развития. Безусловно, далее уже начинаются детали: инвестиции в какие сектора дадут наибольший эффект, и каковы имеются приоритеты. Однако если финансовых ресурсов под инвестиции нет, то и вести дискуссии по вышеописанным вопросам бессмысленно.
Начиная с 2020 года правительство показывает, что для наших реалий именно государственные инвестиции (прямые и косвенные) способны дать фронтальный результат. Причем вложения со стороны государства не следует рассматривать только как прямую трату средств (через бюджет, внебюджетные фонды, институты развития, госкомпании и т.д.). Зачастую различные меры налогового стимулирования (это уже косвенные инвестиции) также оказываются действенными.
За прошедшие четыре года правительство создало хорошо работающий механизм государственных инвестиций. Однако в ближайшее время предстоит решить две задачи. Первая — тактическая. Это недостаточность средств федерального бюджета. Особенно в условиях жесткой ДКП. Вторая — стратегическая. Это обеспечение кратного увеличения инвестиций за счет банковского кредитования (сейчас его доля составляет всего 7-9%).
2. Рост несырьевого неэнергетического экспорта
Объем внутреннего российского рынка (даже рынка ЕАЭС) недостаточен для поддержания высоких темпов развития. Да, государство до определенного момента может и должно поддерживать ту или иную отрасль. Однако вечно это делать бессмысленно, так как необходимо переориентировать ресурсы на развитие новых. Следовательно, предприятия большинства секторов должны выходить не только на операционную прибыль без гос поддержки, но и зарабатывать достаточно ресурсов для вложений в новые точки роста.
В качестве примера можно привести АПК. Как только агропромышленный сектор стал зарабатывать на внешних рынках, у государства появилась возможность переориентировать поддержку с условно «базовых», но низкорентабельных отраслей на производство продукции переработки, обладающей большей добавленной стоимостью. Сейчас она также занимает свое место на внешних рынках, что позволяет правительству увеличить поддержку новых направлений (семена, вакцины, кормовые добавки и т.д.)
Пример АПК является наиболее простым для понимания. Тем не менее аналогичные подходы должны действовать практически по всем секторам экономики, начиная от машиностроения, заканчивая IT-отраслями.
3. Импортозамещение
Данное понятие, конечно, уже набило оскомину, однако здесь необходимо понимать, что настоящее импортозамещение началось только в 2022 году. Ранее по большей части это была фикция. Показатели предыдущих двух лет показывают, что если внутренним производством заниматься, то результат не заставит себя ждать.
В комментарии к предыдущему пункту я писал, что объем внутреннего рынка недостаточен для поддержания стабильно высоких темпов роста, однако, с другой стороны, он достаточен для прохождения первых этапов и создания конкурентоспособной продукции. Разумеется, при условии достаточной поддержки со стороны государства.
Да, потенциал роста внутреннего рынка не является бесконечным, однако на данный момент он огромен, что доказал 2023 год. И даже только за счет внутреннего ресурса российская экономика может расти темпами выше среднемировых в течение 5-7 лет. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, где отечественные марки занимают скромные 25% по грузовикам и 35% по легковым автомобилям. Нарастить долю и объемы в два раза в среднесрочной перспективе более чем реально. Как и по многим другим отраслям, но этим необходимо заниматься.
4. Повышение производительности труда
Важнейший пункт, который по своей значимости занимает уверенное второе место после необходимости обеспечения уровня инвестиций выше темпов роста ВВП. Россия имеет существенный потенциал в увеличении производительности труда. По данному показателю мы в разы отстаем от передовых государств.
В нашей экономике создано большое количество низкоквалифицированных рабочих мест, которые не нужны в случае роботизации и автоматизации предприятий. Например, на 10 тысяч работников у нас внедрено только 11-13 роботов, в то время показатель лидера, Южной Кореи, составляет 1000 единиц, Китая — 322 ед. Даже такие страны как Словения или Италия имеют цифру в 249 и 217 ед промышленных роботов соответственно.
Повышение производительности труда касается всех отраслей, в том числе сферы услуг. Внедрение технологий искусственного интеллекта уже позволяет сократить значительное количество сотрудников колл-центров или же бухгалтеров. В технологически передовых государствах через 7-10 лет беспилотные такси и роботы-доставщики уже не будут чем-то уникальным и необычным, как и многие другие вещи. Мы как минимум не должны отставать. Тем более, что по ряду высокотехнологичных направлений Россия находится среди передовых стран.
Некомпетентные чиновники и прочие лоббисты миграции, нередко имеющие соответствующую материальную выгоду, кричат о нехватке трудовых ресурсов. И обосновывают этой причиной необходимость завоза как можно большего числа мигрантов. На деле у нас нет проблемы с трудовыми ресурсами, у нас есть большая проблема с высококвалифицированными кадрами, однако завозом мигрантов из Средней Азии она не просто не решится, но и усугубится еще сильнее. Отмечу, что Белоусов ни сейчас, ни до этого не говорил о необходимости привлечения в экономику миллионов мигрантов.
Таким образом, обозначенные выше четыре пункта демонстрируют подход, где особая роль отводится государственному управлению. Без координирующей роли со стороны государства решить поставленные задачи не представляется возможным. Будет ли план Белоусова принят на вооружение, станет понятно из новых версий Национальных проектов. И, конечно, из того, сохранит ли Белоусов за собой должность первого вице-премьера (либо займет должность помощника Президента), отвечающего за экономическое развитие.