Библейские истории о рождении Иисуса раскрывают интригующие подсказки о его времени
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Библейские истории о рождении Иисуса раскрывают интригующие подсказки о его времени17 минут2 прочтенияСегодняВ своих разных описаниях первого Рождества Евангелия от Матфея и Луки содержат важные исторические подробности о том, где и когда родился Иисус, утверждает профессор филологии Нового Завета в Мадридском университете Комплутенсе Антонио ПинероРождественская история с её пастухами и волхвами внушает удивление. Хотя многие части истории о рождении Иисуса не поддаются исторической проверке, некоторые фрагменты можно связать с событиями, происходившими в мире в то время. Одна из них — церковь Рождества Христова в Вифлееме, которая, как считается, находится на месте, где Мария родила Иисуса. По преданию, серебряная звезда в нише указывает на точное место. ZUMA PRESS/ALAMY/ACIРождественская история с её пастухами и волхвами внушает удивление. Хотя многие части истории о рождении Иисуса не поддаются исторической проверке, некоторые фрагменты можно связать с событиями, происходившими в мире в то время. Одна из них — церковь Рождества Христова в Вифлееме, которая, как считается, находится на месте, где Мария родила Иисуса. По преданию, серебряная звезда в нише указывает на точное место. ZUMA PRESS/ALAMY/ACI
Младенец в яслях, яркая сияющая звезда и восхищённые пастухи — всё это знакомые части рождественской истории. Для многих христиан во всём мире празднование Рождества Христова происходит каждый декабрь. Это время света и радости, когда эта древняя история занимает центральное место в церквях в виде песен, проповедей и рождественских представлений.
Однако в Библии традиционные элементы рождественской истории не представлены в одном повествовании. Они также не встречаются во всех Евангелиях Нового Завета. События, связанные с рождением Иисуса, описаны в двух Евангелиях: от Матфея и от Луки. Каждая книга была написана в разное время и в разных местах. Хотя многое в евангельских рассказах о жизни Иисуса остаётся загадкой, историки используют подсказки, чтобы понять, почему два автора Евангелий рассказали историю о рождении Иисуса именно так, а в двух других Евангелиях, от Марка и от Иоанна, о его рождении вообще не упоминается.
История ЕвангелийМельхиор указывает на Вифлеемскую звезду в фрагменте «Поклонения волхвов», около 1480–1490 гг. BRIDGEMAN/ACIМельхиор указывает на Вифлеемскую звезду в фрагменте «Поклонения волхвов», около 1480–1490 гг. BRIDGEMAN/ACI
То, что Иисус из Назарета родился и жил в ранней Римской империи, является историческим фактом. В раннехристианский период еврейские тексты, направленные на дискредитацию Иисуса, не отрицали его существование. Другие источники, свидетельствующие о его существовании, — это еврейский писатель и историк Иосиф Флавий, писавший в конце I века, и римский историк Тацит, писавший несколькими десятилетиями позже. Христиане, писал Тацит, «поклоняются Христу… который был казнён во время правления императора Тиберия одним из наших прокураторов, Понтием Пилатом».
Однако ни один нехристианский источник не описывает рождение Иисуса. Единственными текстами, в которых подробно рассказывается о жизни Иисуса, являются раннехристианские сочинения, в основном четыре Евангелия, которые к III веку н. э. считались неотъемлемой частью Нового Завета.
На протяжении многих последующих столетий они считались исключительно священными текстами. Однако к XVIII веку учёные начали пытаться поместить создание Евангелий в исторический контекст. Современные историки Библии считают, что Евангелие от Марка было написано первым, поскольку и Евангелия от Матфея, и Евангелие от Луки во многом заимствуют материал из Евангелия от Марка. Евангелие от Иоанна, написанное в конце I века н. э. и сильно отличающееся по тематике от трёх других, было написано последним.
Принято считать, что Евангелие от Марка было написано во время или сразу после Первого иудейского восстания, начавшегося в 66 году н. э. Это восстание привело к тому, что римляне разрушили иудейский храм в Иерусалиме в 70 году н. э., о чём упоминается в Евангелии от Марка. Евангелие от Марка начинается не с рождения Иисуса, а с его крещения во взрослом возрасте.
Однако после того, как учёные установили, что Евангелие от Марка было написано первым, появилась новая интригующая идея: авторы Евангелий от Матфея и Луки, писавшие, возможно, в середине 80-х годов нашей эры, заметили отсутствие истории о рождении Иисуса и решили включить её.
Немецкая гравюра на дереве 1556 года изображает падающую звезду.
ALAMY/ACIНемецкая гравюра на дереве 1556 года изображает падающую звезду.
ALAMY/ACI
Некоторые исследователи Библии считают, что рождественская история была добавлена в более ранние версии Евангелий от Матфея и Луки позднее, во II веке, чтобы установить связь с престижными предками Иисуса и его божественным рождением. Если великие герои древности, такие как Александр Македонский и Август Цезарь, после своей смерти получили впечатляющие предыстории, то разве не логично, что у Мессии тоже должна быть предыстория?
Божественные счета
В Евангелиях от Матфея и от Луки рассказывается о рождении Иисуса, но эти рассказы сильно отличаются друг от друга. В каждом Евангелии освещаются разные части истории и опускаются другие, при этом особое внимание уделяется определённым элементам. Повествование от Матфея начинается с генеалогии, в которой перечисляются предки Святого семейства и прослеживается родословная Иисуса на много поколений назад, вплоть до царя Давида, в то время как Евангелие от Луки начинается с того, что ангел Гавриил предсказывает рождение Иоанна Крестителя его отцу Захарии, а затем Иисуса его матери Марии.
Расхождения продолжаются и в самой сцене Рождества. Матфей, кажется, больше сосредоточен на событиях, которые происходят после рождения Иисуса, включая визит волхвов, жестокость царя Ирода, избиение младенцев и бегство в Египет. Лука опускает эти события и вместо этого рассказывает о других деталях: переписи населения, проведённой по приказу Рима, путешествии Иосифа и Марии в Вифлеем, оставлении ребёнка в яслях и поклонении пастухов.
Текст четырёх Евангелий формировался под влиянием современных им сил; мотивы включения повествования о рождении Иисуса, вероятно, были связаны с потребностями христианских общин того времени. В самых ранних христианских общинах, возможно, возникали вопросы о природе рождения Иисуса и его происхождении. Несмотря на различия, истории Луки и Матфея связывают Иисуса как с его божественным происхождением, так и с его земными связями с домом Давида, подчёркивая роль Иисуса как в Божьем замысле, так и в еврейской истории.
Мария и Иосиф смотрят на младенца Христа на картине Сандро Боттичелли, написанной маслом около 1500 года и хранящейся в Музее изящных искусств в Хьюстоне. На заднем плане изображено бегство в Египет. АльбомМария и Иосиф смотрят на младенца Христа на картине Сандро Боттичелли, написанной маслом около 1500 года и хранящейся в Музее изящных искусств в Хьюстоне. На заднем плане изображено бегство в Египет. Альбом
Изучая как исторического Иисуса, так и создание Евангелий, учёные обнаружили несоответствия между историей и библейскими текстами. Возникли вопросы, которые привели к более глубокому изучению истории рождения Иисуса и того, почему в некоторых Евангелиях особое внимание уделяется другим событиям, которые объединились в популярную рождественскую историю.
Популярность этой истории росла на протяжении веков по мере распространения христианства по Европе, особенно после того, как художники эпохи Возрождения изобразили эпизоды из Евангелий от Матфея и Луки. Благовещение, Рождество, Мария с младенцем Иисусом, поклонение пастухов и волхвов, бегство Святого семейства в Египет — всё это было популярными сюжетами для самых известных европейских художников, включая Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Яркие визуальные образы ещё больше подчёркивали их место в биографии Иисуса.
Эти разные сцены стали ещё более тесно связаны между собой, когда рождественские представления стали частью рождественских праздников. Считается, что первую такую постановку в 1223 году осуществил святой Франциск Ассизский. В биографии святого Франциска, написанной святым Бонавентурой, подробно описывается, как папа римский разрешил монаху поставить сцену (с яслями, наполненными сеном, быком и ослом) и прочитать проповедь о младенце Иисусе. Эти представления стали неотъемлемой частью рождественских праздников, которые до сих пор исполняются по всему миру, помогая закрепить значимость рождения Иисуса в христианской традиции.
Маленький городок ВифлеемДжеймс Тиссо создал серию акварелей «Жизнь Христа» в период с 1886 по 1894 год. На одной из них изображён момент из Евангелия от Луки 2:4-7, когда Иосиф и беременная Мария прибывают в Вифлеем и ищут, где бы остановиться.
Бриджмен/ACIДжеймс Тиссо создал серию акварелей «Жизнь Христа» в период с 1886 по 1894 год. На одной из них изображён момент из Евангелия от Луки 2:4-7, когда Иосиф и беременная Мария прибывают в Вифлеем и ищут, где бы остановиться.
Бриджмен/ACI
Первое упоминание о доме Иисуса содержится в самом древнем Евангелии — от Марка:
«В то время Иисус пришёл из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане» (Марка 1:9).
Назарет был малоизвестным северным городом, но Марк не говорит, родился ли там Иисус, — только то, что он там жил.
В Евангелии от Матфея местом рождения Иисуса назван Вифлеем, иудейский город, расположенный примерно в 130 километрах к югу от Назарета в Галилее. Вифлеем важен не только как географическое место, но и из-за пророчества Ветхого Завета, сделанного пророком Михеем, которое цитирует Матфей:
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Матфея 2:6).
В Евангелии от Луки также упоминается Вифлеем как место рождения Иисуса, и подробно описывается путешествие Иосифа и Марии туда от начала и до конца:
И Иосиф также пошёл из Назарета Галилейского в Иудею, в Вифлеем, город Давидов, потому что он был из дома и рода Давидова (Луки 2:4).
Лука также описывает, почему назаретская пара, ожидавшая ребёнка, проделала 130-километровый путь на юг, в Вифлеем:
В те дни Цезарь Август издал указ о проведении переписи населения во всём Римском мире. (Это была первая перепись, проведённая во время правления Квириния в Сирии.) И все отправились в свои города для регистрации (Луки 2:1-3).
На рельефе I века на алтаре Домиция Агенобарба с Марсова поля в Риме изображены переписчики населения. Скала, ФлоренцияНа рельефе I века на алтаре Домиция Агенобарба с Марсова поля в Риме изображены переписчики населения. Скала, Флоренция
В этих отрывках Лука достигает двух целей. Во-первых, он подчёркивает царское происхождение Иосифа и его семьи, связывая их с царём Давидом, который родился в Вифлееме. Когда ангел возвещает пастухам о рождении Иисуса, Вифлеем называется «городом Давида» (Луки 2:11). Некоторые исследователи Библии считают, что Вифлеем упоминается в этой истории только из-за связи с царём Давидом, а не потому, что это место рождения Иисуса, которое, по их мнению, находится в Назарете.
Перепись, упомянутая Лукой, также усложняет ситуацию. История показывает, что во время правления царя Ирода, которого Матфей называет правителем Иудеи, перепись не проводилась. Римский наместник Сирии Публий Сульпиций Квириний провёл перепись в Иудее в 6 году н. э., примерно через десять лет после смерти Ирода. Историки также скептически относятся к тому, что перепись населения побудила Иосифа отправиться в Вифлеем: такие переписи проводились для того, чтобы определить местонахождение жителей города для целей налогообложения, и обычно не требовали от людей поездки в родной дом.
Святая ночь
День и год, когда родился Иисус, были предметом многочисленных исследований. 25 декабря впервые было названо церковью Рождеством в IV веке. Эта дата противоречит библейским источникам, в частности, описанию Луки, согласно которому пастухи «ночевали вне стада своего». Этот отрывок предполагает, что Иисус родился весной, когда пастухи присматривают за новорождёнными ягнятами.
Согласно одной из гипотез, Рождество Христово в конце декабря означает, что Благовещение произошло в марте, то есть на девять месяцев раньше. Ранние христиане считали, что Иисус был распят в конце марта. То, что его зачатие и смерть произошли в один и тот же месяц, усиливало сакральные связи.
Необычная картина французского художника-барочника Жоржа де Ла Тура 1644 года вдохновлена французской сельской традицией, согласно которой жители деревень наряжались пастухами и пастушками, чтобы разыграть сцену Рождества. Франк Раукс/RMN-Гран-ПалеНеобычная картина французского художника-барочника Жоржа де Ла Тура 1644 года вдохновлена французской сельской традицией, согласно которой жители деревень наряжались пастухами и пастушками, чтобы разыграть сцену Рождества. Франк Раукс/RMN-Гран-Пале
Были и практические причины для того, чтобы сделать 25 декабря днём Рождества: в этот день также отмечался римский праздник Sol Invictus («Непобедимое Солнце»), который праздновался в честь возвращения длинных дней после зимнего солнцестояния. Другой праздник в середине декабря, Сатурналии, был очень популярен среди римлян; его традиции, связанные с пением, зажиганием свечей, пиршествами и дарением подарков, были перенесены на празднование Рождества.
Год рождения Иисуса был установлен лишь несколько столетий спустя, когда Дионисий Малый, монах VI века, определял дату Пасхи на следующее столетие. В позднем Римском мире время отсчитывалось от 284 года н. э., начала правления императора Диоклетиана. Дионисий счёл неуместным использовать систему, которая прославляла гонителя христиан; вместо этого он начал отсчитывать годы от «года воплощения [то есть рождения] нашего Господа», или anno Domini.
Вифлеемская звезда указыет волхвам путь к новорожденному Иисусу.Вифлеемская звезда указыет волхвам путь к новорожденному Иисусу.
Его метод датировки начал завоевывать признание и со временем распространился по всему христианству. Дионисий фиксирует рождение Христа неоднозначно, но он подразумевает, что оно произошло 25 декабря в том году, который сейчас признан 1 годом до н. э. (календарное понятие «до н. э.» укоренится лишь много веков спустя).
Если 1 год до н. э. действительно был годом, который имел в виду Дионисий, то рождение Иисуса противоречит евангельским источникам. Согласно Матфею, Иисус родился «в Вифлееме, в Иудее, во время царя Ирода» (Матфея 2:1). Большинство источников подтверждают, что Ирод Великий умер около 4 года до н. э., а перепись, заказанная Квиринием, была проведена около 6 года н. э., примерно через десятилетие после смерти Ирода.
Также затрудняет определение точного года рождения Иисуса Вифлеемская звезда, которая, как сообщается в Евангелии от Матфея, указала волхвам путь к новорожденному Иисусу: «Мы видели звезду его, когда она взошла, и пришли поклониться ему» (Матфея 2:2). Несколько астрономических событий могли стать причиной появления этой славной звезды, озарившей ночь, но астрономы и библейские учёные предлагают несколько сильных кандидатов в широком диапазоне времени. Соединение Сатурна и Юпитера произошло в конце 7 года до н. э. Китайские астрономы наблюдали яркий объект ночного неба — комету, новую или сверхновую звезду — около 4 года до н. э. Ещё одним впечатляющим небесным явлением могло быть соединение Юпитера и Венеры 12 августа 3 года до н. э. Спекуляции о принадлежности звезды дошли даже до кометы Галлея, которая была видна на небе в 11 году до н. э.
Дары волхвов
Прекрасно украшенные и несущие дары три царя — одни из самых узнаваемых персонажей рождественской истории. Их присутствие в рождественских песнях и рождественских спектаклях — пример того, как поздние христианские традиции стали частью современного праздника. Современные изображения рождественской истории, кажется, сжимают хронологию Евангелий, создавая впечатление, что три царя прибывают в Вифлеем в день рождения Иисуса.
Мария представляет младенца Иисуса волхвам, которые предлагают золотые монеты в фарфоровой чашке, агатовый сосуд с миррой и кадильницу с ладаном на этой работе Андреа Мантеньи, написанной в 1495-1505 годах. Сейчас картина находится в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. АЛЬБУМ.Мария представляет младенца Иисуса волхвам, которые предлагают золотые монеты в фарфоровой чашке, агатовый сосуд с миррой и кадильницу с ладаном на этой работе Андреа Мантеньи, написанной в 1495-1505 годах. Сейчас картина находится в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. АЛЬБУМ.
В традиционных рождественских праздниках приход волхвов отмечается через 12 дней после Рождества. Этот праздник, называемый Богоявлением (или Днем трех королей), является одним из самых древних в христианстве. Западные христиане обычно празднуют Богоявление 6 января, а православные — 19 января.
Источник о визите ученых мужей с Востока содержится в Евангелии от Матфея. Число мудрецов не указано, как и то, что они принадлежат к царской семье. Вместо этого их описание дразняще кратко: «Волхвы с востока пришли в Иерусалим и спрашивали: "Где родившийся царь Иудейский? Мы видели звезду его, когда она взошла, и пришли поклониться ему"» (Матфея 2:1-2).
Встретившись с Иродом в Иерусалиме, волхвы шли до тех пор, пока звезда не «остановилась над местом, где был Младенец». Увидев Младенца, «они преклонились и поклонились Ему. Затем они открыли свои сокровищницы и преподнесли Ему дары из золота, ладана и мирры» (Матфея 2:9-11).
Термин «волхвы» дает существенный ключ к разгадке личности этих гостей: волхвы были священнослужителями зороастрийской религии, исповедовавшейся в Персии, которая, как пишет Матфей, находилась к востоку от Иерусалима и входила тогда в состав Парфянской империи. Слово «волхв» происходит от древнеперсидского magush, означающего человека с большими познаниями и эзотерическими способностями, и является корнем английских слов «magic» и «magician». Таким образом, волхвы, скорее всего, были жрецами или придворными астрологами из Персии.
Эта картина под названием "Пастухи, следуя за звездой, прибывают в Вифлеем" была написана Октавом Пенгили Л'Харидоном около 1864 года. ТЬЕРРИ ЛЕ МАЖ/РМН-БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ.Эта картина под названием "Пастухи, следуя за звездой, прибывают в Вифлеем" была написана Октавом Пенгили Л'Харидоном около 1864 года. ТЬЕРРИ ЛЕ МАЖ/РМН-БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ.
Включение Матфеем даров, вероятно, отражало более общую ветхозаветную традицию щедрых даров от иноземцев, когда цари восхваляли Господа, принося «золото и ладан» (Ис. 60). Дары волхвов имели и символическое значение. Золото было подарком для царственных особ и означало статус Иисуса как «царя Иудейского». Ладан, ароматическая смола, используемая в парфюмерии, олицетворял божественность младенца. Мирра, также ароматная смола, происходила из южной Аравии и часто использовалась при бальзамировании, что предвещало смертность Иисуса.
В течение столетий после написания Евангелия от Матфея три волхва были истолкованы как цари различных земель к востоку от Иудеи. То, что их было трое, было установлено сравнительно рано в христианской истории, но остальные детали были дополнены позже. Начиная с VIII века, традиции стали уточнять их личности, давая им имена и страны происхождения: Мельхиор из Персии, Гаспар (также Каспар или Яспар) из Индии и Бальтазар, родом из Аравии или иногда Эфиопии.
Царь Ирод
После поклонения младенцу Иисусу волхвы, согласно Матфею, получают во сне предупреждение не возвращаться в Иерусалим, где Ирод ожидает их сведений о ребенке. Их уклонение приводит царя в ярость:
«Когда Ирод понял, что волхвы его перехитрили, он пришел в ярость и приказал убить всех мальчиков в Вифлееме и его окрестностях, которым было два года и меньше» (Матфея 2:16).
Испуганная мать защищает своего сына на картине французского художника Леона Конье "Резня невинных" 1824 года, хранящейся в Музее изящных искусств Ренна во Франции. АДЕЛАИДА БОДУЭН/РМН-ГРАНД-ПАЛЕ.Испуганная мать защищает своего сына на картине французского художника Леона Конье "Резня невинных" 1824 года, хранящейся в Музее изящных искусств Ренна во Франции. АДЕЛАИДА БОДУЭН/РМН-ГРАНД-ПАЛЕ.
Избиение младенцев привносит в рождественскую историю полосу мрака. Она веками вызывала отвращение у христиан, но ни одна историческая запись не подтверждает рассказ Матфея о резне. В «Иудейских древностях», написанных иудео-римским историком Иосифом Флавием, подробно описывается хаотичный конец царствования Ирода, но ни о какой жуткой резне там не говорится. Подобный инцидент должен был появиться в других историях, тем более что Иосиф писал почти через столетие после смерти Ирода.
Один из аспектов повествования Матфея, который несомненно является историческим, — это то, как династия Иродов формирует фон для рождения, жизни и смерти Иисуса. Ирод родился около 73 года до н. э. и начал свою карьеру в качестве высокопоставленного иудейского чиновника в то время, когда влияние Рима на Иудею росло. Видя полезность наличия лояльного иудейского царя, Рим сделал Ирода царем Иудеи в 40 году до н. э. Он проводил тонкую линию между лояльностью Риму и сохранением определенной степени независимости Иудеи. Он осуществил великолепные строительные проекты, включая грандиозное расширение Иерусалимского храма; однако роскошь двора Ирода в римском стиле возмутила его еврейских подданных и стоила ему верности.
Царь Ирод беседует с волхвами.Царь Ирод беседует с волхвами.
Конец царствования Ирода был отмечен предательством и кровопролитием. Царь убил многих членов своей семьи, в том числе своего шурина Аристобула Младшего, его жену Мариамну и — что самое жестокое — двух её сыновей, Александра и Аристобула.
Эта репутация жестокости, приписываемая как Ироду Великому, так и его сыну, вполне может повлиять на возникновение истории об избиении младенцев. Хотя оно, скорее всего, является легендой, жестокость Ирода Великого была политической реальностью, омрачавшей Иерусалим во время рождения Иисуса.
Эта напряженность между римским контролем, местными иудейскими настроениями и властью Ирода прослеживается во всех евангельских повествованиях о жизни Иисуса. После смерти Ирода Великого около 4 года до н. э. Рим разделил власть в Иудее, передав разные области под управление его детей. Галилея находилась под контролем Ирода Антипы, чье присутствие будет сильно ощущаться в Новом Завете. Его жестокость проявилась в более поздний период жизни Иисуса: он заключил в тюрьму и обезглавил Иоанна Крестителя, как описано в Евангелиях от Марка, Матфея и Луки, а также в «Древностях» Иосифа.
Бегство в Египет
Лука и Матфей завершают свои повествования разительно по-разному. Лука повествует о том, как ангел возвестил пастухам о Божественном рождении, и они поспешили к яслям, чтобы поклониться младенцу Иисусу. Вскоре после этого Святое семейство быстро отправляется в Иерусалим, где Иисус будет представлен в Храме.
Дева Мария с нежностью смотрит на Младенца Христа, когда Святое семейство направляется в Египет, на этой картине маслом 1544 года работы Якопо Бассано. Скала, Флоренция.Дева Мария с нежностью смотрит на Младенца Христа, когда Святое семейство направляется в Египет, на этой картине маслом 1544 года работы Якопо Бассано. Скала, Флоренция.
Евангелие от Матфея, напротив, завершается драмой и побегом. Предупрежденный во сне ангелом Господним, Иосиф узнает, что Ирод послал людей убить его сына. Ангел велит Иосифу взять свою семью и бежать в Египет, где они должны остаться.
И он встал, ночью взял ребенка и его мать и ушел в Египет, где оставался до смерти Ирода. Так исполнилось сказанное Господом через пророка: «Из Египта воззвал Я сына Моего» (Мф. 2: 14-15).
После смерти Ирода ангел Господень снова является Иосифу во сне и говорит ему, что можно забрать семью домой. Вместо того чтобы вернуться в Иудею, Иосиф решил отправиться в Галилею, как объясняет Матфей:
Но когда он услышал, что Архелай царствует в Иудее… [Иосиф] побоялся идти туда. …и удалился в округ Галилейский, и пошел и жил в городе, называемом Назарет. Так исполнилось реченное через пророков, что он будет называться Назарянином (Матфея 2:22-23).
Архелай, как и Ирод Антипа, был сыном Ирода Великого и являлся правителем Иудеи. Ни из исторических свидетельств, ни из текста Матфея не ясно, почему Иосиф боялся Архелая. Некоторые ученые считают, что сама причина не важна: текст позволяет Матфею вернуть Святое семейство в Назарет, чтобы согласовать его с Евангелием от Марка.
Бегство в Египет напоминает другие библейские истории, в том числе путешествие Авраама и Сары в Египет (Бытие 12) и историю Исхода. Жестокие действия Ирода повторяют приказ фараона убить первенцев Израиля. Путешествие Марии и Иосифа из Египта в Израиль параллельно тому, как Моисей вывел народ из Египта в землю обетованную в Израиле. История о странствиях Святого семейства в Египте была подробно изложена в нескольких апокрифических Евангелиях (текстах, исключенных из канонического Нового Завета) и породила богатую и очень сложную традицию, согласно которой Святое семейство оставалось в Египте в течение многих лет. Египетская коптская церковь, которая, согласно традиции, была основана апостолом Марком в середине I века н. э., придает большое значение этой части истории. По всему Египту появилось множество святых мест, связанных с маршрутом Святого семейства. Эти места освящены множеством преданий, в центре которых — чудесные колодцы и источники, из которых пило Святое Семейство, и пальмы, под которыми они отдыхали. Эти места вдохновили множество произведений искусства, в которых Святое Семейство предстает в тихие моменты интимности и смирения.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!