Биржевая лихорадка спадает: почему дешевое топливо не доезжает до заправок

Биржевые цены на бензин и дизельное топливо резко снизились, но на АЗС подешевеет не скоро

Октябрь на российском топливном рынке завершился неожиданным поворотом, который вселяет осторожный оптимизм в автомобилистов и участников рынка. После многомесячного роста, который всерьез обеспокоил правительство, биржевые котировки на бензин и дизель развернулись и пошли вниз. Казалось бы, вот он, долгожданный сигнал к снижению цен на заправках. Однако парадокс в том, что на автозаправочных станциях эта положительная динамика пока никак не проявляется. Розничные цены продолжают оставаться на высоких отметках, заставляя задуматься о том, какие именно механизмы управляют стоимостью топлива и когда обычные потребители смогут почувствовать облегчение для своего кошелька.

Масштабы произошедшего на бирже снижения действительно впечатляют. По данным Федеральной антимонопольной службы, всего за несколько последних дней октября биржевая стоимость бензина АИ-92 рухнула на 11,2%, а АИ-95 — на 6,9%. Не осталось в стороне и дизельное топливо, подешевевшее на 9,6%. В абсолютных цифрах это выглядит еще более убедительно: тонна АИ-92 подешевела с 74 218 до 66 745 рублей, а АИ-95 — с 79 124 до 74 014 рублей. Такой резкий обвал котировок после долгого роста не может не радовать, но возникает закономерный вопрос: почему же это немедленно не отражается на ценниках на ближайшей заправке?

Ситуация на розничном рынке действительно выглядит противоречивой. В то время как биржевые котировки демонстрируют уверенное падение, средние розничные цены с начала года показывают рост на 12,1% для бензина, а дизельное топливо с 21 по 27 октября и вовсе обогнало инфляцию, подорожав на 5,3% при общей инфляции в 5,11%. Этот разрыв между оптом и розницей становится источником напряженности на рынке и заставляет экспертов с осторожностью давать прогнозы о скором удешевлении топлива на АЗС.

В ближайшие пару недель, в зависимости от сроков поставки топлива железной дорогой или автомобильным транспортом, можно ожидать понижательной коррекции розничных цен на «независимых» АЗС

Такую точку зрения высказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Особенно заметным падение цен может стать в регионах, где в сентябре-октябре наблюдался наибольший разрыв в стоимости между независимыми АЗС и заправками крупных нефтяных компаний. Речь идет о Дальнем Востоке, Сибири, Крыму и ряде субъектов Южного федерального округа, где разница в цене за литр доходила до 10-20 рублей. Именно на этих территориях дефицит топлива ощущался наиболее остро, что и приводило к столь значительному ценовому разбросу.

Не все эксперты разделяют этот осторожный оптимизм. Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов считает, что снижение котировок на нефтепродукты — это прежде всего результат сезонного снижения спроса  К этому фактору добавляется увеличение предложения за счет запуска части мощностей нефтеперерабатывающих заводов, которые ранее уходили на внеплановые ремонты . Что касается розницы, то здесь, по мнению Фролова, рост может продолжиться, поскольку многим АЗС, особенно независимым, необходимо выходить из нерентабельности продаж, которая наблюдалась в течение нескольких предыдущих месяцев.

Гендиректор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин высказывает еще более скептическую позицию. Он не исключает, что корректировка котировок на бирже может быть связана с устными договоренностями между компаниями и регуляторами. Мораторий на обнуление демпфера, вероятно, сопровождался джентльменскими соглашениями о необходимости удержания биржевых цен в «разумных» границах. Однако на итоговую годовую динамику цен на АЗС это повлияет не сильно. Даже при самом благоприятном сценарии прирост розничных цен на бензин заметно опередит общие темпы инфляции.

Ключевой проблемой остается разница в структуре рынка между крупными вертикально интегрированными компаниями и независимыми АЗС. Крупные нефтяные компании, контролирующие около 70% рынка, обеспечивают себя собственным производством и не зависят от биржевых котировок напрямую. Их цены часто удерживаются искусственно — бензин торгуется ниже рентабельности . Совсем иная ситуация с независимыми заправками, которые вынуждены закупать топливо на бирже или у трейдеров. Осенью многие из них временно прекращали закупки из-за убыточности, когда оптовые цены превышали розничные. Теперь, с нормализацией биржевых котировок, топливо должно вновь появиться на небольших заправках, но по более конкурентным ценам.

Правительство для стабилизации ситуации уже задействовало практически весь доступный арсенал мер. Был полностью запрещен экспорт бензина, а поставки дизельного топлива за границу разрешены только его производителям. Отдельным указом был введен временный запрет на обнуление субсидий нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок, так называемый демпфер . Эти меры, вместе с завершением сезона ремонтов на НПЗ и сезонным снижением спроса, постепенно начинают давать результат.

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов выражает надежду, что в ноябре ситуация нормализуется полностью. Потребители увидят это тогда, когда независимые компании начнут приводить свои цены в соответствие с ценами на заправках нефтяных компаний. Сейчас независимые операторы вынужденно стоят дороже нефтяников, и значительно — разница составляет от 4 до 10 рублей по разным оценкам. Когда независимые операторы вынужденно поднимают цены выше нефтяников, это говорит о том, что оптовые цены либо сравнялись с розничными, либо даже выше розничных.

Омрачает общую картину лишь тот факт, что разрыв между динамикой биржевых и розничных цен остается значительным. По состоянию на конец октября биржевой индекс по АИ-92 составил 34,5% к декабрю прошлого года, по АИ-95 — более 39% . При этом в среднем по стране розничные цены на АИ-92 за этот же период выросли на 8,6%, на АИ-95 на 8,1%. Эта разница в динамике легла бременем на участников рынка, но пока что защищала конечных потребителей от еще более резкого роста цен.

По оценке зампреда наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, розничные цены если и отреагируют на снижение биржевых котировок, то через две или три недели, а скорее всего, через месяц или полтора. Такой временной лаг обусловлен логистическими цепочками и необходимостью реализации ранее закупленного по высоким ценам топлива. Окончательный ответ на вопрос, когда же биржевое снижение цен дойдет до заправок, мы получим лишь к концу ноября, когда станет ясно, насколько устойчивой окажется текущая негативная динамика на бирже и смогут ли независимые АЗС восстановить нормальную работу после месяцев ценового давления и дефицита.