Бензин снова в цене: Оптовый скачок на 10% угрожает стабильности авторынка России
Биржевые цены на бензин в России снова пошли вверх
Биржевые котировки на российское топливо демонстрируют тревожный всплеск с начала июня. АИ-92 подорожал в опте на 10,8%, марка АИ-95 прибавила в цене 9,7%. Это самые высокие показатели с осени прошлого года, что сигнализирует о усилении инфляционного давления на ключевой для экономики сектор.
«Причины традиционные: сезонный рост спроса, плановые ремонты на ряде НПЗ (астраханский и сургутский), а также рост экспорта, который в январе–мае увеличился почти на 25% год к году»
Фактором, подливающим масла в огонь, стала геополитическая турбулентность, особенно напряженность вокруг Ирана. Это спровоцировало волну страховых закупок топлива на международном рынке, косвенно повлияв и на внутренние российские цены.
Пока Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не фиксирует аномалий в розничном сегменте. Согласно оперативным данным Росстата, средняя цена бензина на заправках за неделю с 9 по 16 июня выросла всего на 0,1%. Это означает, что рост пока сконцентрирован на оптовом рынке и еще не успел перейти на конечного потребителя в полной мере.
«Рост опта при стабильной рознице приводит к тому, что разница между закупочной и розничной ценой сокращается»
Этот дисбаланс создает серьезные риски для небольших розничных сетей, не имеющих собственных нефтеперерабатывающих мощностей. Сужение маржи может спровоцировать у них вынужденное повышение цен для сохранения рентабельности. Напротив, крупные вертикально интегрированные компании с собственными НПЗ и сетями АЗС оказываются в выигрышном положении.
Критически важный фактор – приближение оптовых цен к порогу срабатывания демпферного механизма. Для АИ-92 этот порог составляет 66 495 рублей за тонну, тогда как текущая цена находится на уровне 64,5 тыс. рублей. При преодолении порога включается государственный механизм компенсаций, который призван гасить чрезмерный рост внутренних цен за счет бюджетных средств.
Власти рассматривают дополнительные меры для стабилизации рынка. Обсуждается возможность продления действующих ограничений на экспорт бензина для крупных нефтеперерабатывающих заводов как минимум до осени. Такое решение призвано увеличить предложение топлива внутри страны и сдержать рост котировок.
«Текущая волатильность на рынке бензина пока что носит ситуативный характер»
Система регулирования пока демонстрирует способность реагировать на вызовы: в арсенале есть как рыночные буферы (демпфер), так и административные инструменты (экспортные ограничения). Однако сложившаяся ситуация ярко подчеркивает уязвимость баланса между объемами производства, экспортными поставками и внутренним потреблением – особенно в пиковый летний сезон, когда спрос на топливо традиционно максимален.