Блеск и нищета экономики Казахстана
Что скрывается за лукавой статистикой?
Если верить отчётным реляциям Ак-Орды, Казахстан числится экономически наиболее мощной страной Центральной Азии. Но официальные цифры зачастую бывают весьма лукавыми. Так и в данном случае, не слишком весёлом для самой большой по территории страны региона.
В долларовом исчислении (с учётом деривативов) экономика Казахстана больше, чем все экономики региона вместе взятые. Согласно такого рода подсчётам, экономика Казахстана почти в три раза превышает ВВП Узбекистана (!).
Аналогична и ситуация с ВВП на душу населения: в РК на текущий год прогнозный показатель составляет почти 13 тыс. долл. США – практически такой же, как и у РФ. Это в 11 раз больше, чем в Таджикистане, в 7,1 раза – чем в Кыргызстане, в 5,2 раза – чем в Узбекистане, в 2,5 раза – чем в Украине, и т. д.
Годовой рост показателя прогнозируется на уровне 13,7%, или на 1,6 тыс. долл. США. Более того: ожидается, что к 2028 году показатель вырастет относительно текущего на 29,9%, или на 3,9 тыс. долл. США, до 16,8 тыс. долл. США – сильнейший показатель региона.
В конце декабря прошлого года в Астане и Ташкенте принимали бюджеты на 2024 год. И тут выяснилось, что не всё так однозначно, и у Узбекистана есть все шансы догнать и перегнать Казахстан в самом ближайшем будущем
Согласно закону «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год», бюджет этой страны определён в 427,6 трлн сумов. ВВП страны вырастет на 5,6-5,8 % до 1,3 квадриллиона сумов (34,66 млрд долларов).
По закону «О республиканском бюджете на 2024-2026 годы» расходная часть бюджета Казахстана в 2022 году составит 23,3 трлн тенге (50,7 млрд долларов).
Откуда же взялся такой статистически парадокс: размер экономик разнится в три раза, а бюджеты сопоставимы – разница лишь в полтора раза!
Как же так, где подвох?
Давайте взглянем, какие доходы приходят в бюджеты двух республик.
В бюджете Казахстана четыре ключевых источника дохода: корпоративный подоходный налог (КПН), налог на добавленную стоимость (НДС), трансферты из Национального фонда и налоги на международную торговлю. В совокупности они приносят в госказну около 90 % налогов.
Акцизов – меньше одного процента. И это притом, что, к примеру, в Российской империи только водочный налог давал четверть бюджета.
Добыча полезных ископаемых даёт четверть бюджета страны, что вполне ожидаемо, что лишний раз подтверждает сырьевой характер экономики Казахстана.
В бюджете Узбекистана всё иначе. Шесть крупнейших источников (НДС + доходы от целевых фондов + налог на прибыль + дивиденды + поступления от внебюджетных организаций + неналоговые поступления) дают две трети дохода.
По статьям «Налог на доходы физических лиц» – 4,3 % и «Акцизы» – 4,7 % госказна Узбекистана получает очень высокие доходы. Это значит, что экономическое развитие республики более связано с населением страны и его платежеспособностью, чем с сырьевым экспортом сырья. Это означает, что правительство Узбекистана развивает национальную экономику и мотивирует граждан заниматься предпринимательством.
В целом налоговая нагрузка в Узбекистане в два раза выше (32,9%), чем в Казахстане (17,3%). За счет этого Ташкент имеет почти столько же бюджетных средств, что и у Астаны.
В структуре расходов казахстанского бюджета в 2024 году половина всех денег уходит на социальную защиту, обслуживание долга, образование, государственные услуги (правительство), оборону и общественный порядок (полиция, суды, прокуратура).
В светлое будущее так называемого «Нового Казахстана» направлена лишь одна статья – образование (7 % бюджета).
На развитие транспорта, градостроительство, промышленность и село – всё то, что сейчас декларируется как перспективные сектора экономики, выделено менее 6 % – почти столько же, сколько на полицию и суды.
В Узбекистане дела обстоят несколько по-иному. Почти половина госбюджета (44,7) идёт на образование – среднее, профессиональное и высшее. 18,4 % — на соцзащиту, что несколько меньше, чем в Казахстане. Каждый десятый бюджетный сум в Узбекистане тратится на развитие села (в Казахстане – чуть более 1 %).
Заметим, это расходы лишь госбюджета. Бюджет более высокого уровня (консолидированный) – почти в два раза больше республиканского. Он включает в себя бюджеты Каракалпакстана, Ташкента и регионов страны.
На деньги местных бюджетов строятся и реконструируются школы, колледжи, техникумы и системы орошения. Поэтому разница в расходах на образование и развитие села между Казахстаном и Узбекистаном в реальности ещё больше.
Козырной туз бюджета Узбекистана – специальные внебюджетные фонды. В свое время в Казахстане радикально обнулили все аналогичные структуры, деньги из которых неудержимо утекали в офшоры.
Ташкент же эти специальные фонды сохранил. В бюджетной системе Узбекистана 23 насчитывается без малого внебюджетных фонда. Среди них – пенсионный фонд, фонд реконструкции и развития, фонд поддержки садоводства и теплиц, фонд поддержки образования молодых людей за рубежом и т.д.
Созданы также фонды развития виноделия, поддержки трудовых мигрантов и поддержки ремесленничества и народного творчества, что означает твёрдый государственный курс на развитие малого бизнеса.
Размеры спецфондов довольно точно показывают, какие сейчас проблемы беспокоят власти Узбекистана – крупнейшей по населению республики бывшей советской Средней Азии.
Казахский тенге и узбекский сум не равны по покупательской способности. Их можно сравнить через «индекс гамбургера». В Алма-Ате шеф-бургер стоит 2050 тенге (4,4 долл.), в то время как в Ташкенте – 25000 сум (2 долл.). Соотношение этих цен и показывает разницу в покупательской способности. В нашем случае индекс гамбургера равен 2,2.
Иными словами, узбекский сум как минимум в два раза недооценен по отношению к тенге. Это означает (не падайте в обморок!) что бюджет Узбекистана в текущей реальности скорее всего превышает казахстанский.
Узбекистан развивает внутреннее производство, поднимают перспективные отрасли, вкладывает деньги в село и промышленность, обучает молодое поколение, ведь половина населения республики младше 30 лет.
«На фоне соседей мы, Казахстан, вроде бы богатая страна, проедаем свои ресурсы. Последние 10 лет можно смело назвать потерянными: мы еле-еле догнали сами себя образца 2013 года. Доходы населения не растут: ловушка средних доходов оказалась очень комфортной. Мы не может решить главную проблему: создать средний класс. При этом у нас непомерные расходы на силовой блок: на армию, МВД и судебную систему бюджет тратит столько, сколько на образование, спорт, культуру, промышленность, село и топливный комплекс. Из этого видно, что правительство пока само не знает, что ему развивать. А те программы, которое оно реализует просто не соответствуют экономике страны»,
– сетует обозреватель казахстанского портала «Караван» Адил Урманов.
И это далеко не все проблемы Казахстана, где, как мы неоднократно писали, каждую зиму случаются каскады аварий в теплосетях на фоне хронического дефицита газа и электричества.
Сидеть на сырьевой игле и вкладывать деньги в силовиков, конечно, не запретишь. Но развиваться и достичь процветания на этом пути невозможно. Сколько ни тверди «новый Казахстан», сырьевой тришкин кафтан растаскиваемой транснациональными корпорациями местной экономики не залатаешь.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук