Boeing вслед за Россией рискует потерять китайский рынок

 Boeing вслед за Россией рискует потерять китайский рынок

Трагедия Boeing-737-800 в Китае поставит вопросы перед американской компанией, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» эксперт в области гражданской авиации Роман Гусаров, добавив, что похожая катастрофа ранее случилась в Казани.

Сегодня,
21 марта 2022 года, в Китае произошла трагедия с авиалайнером Boeing-737-800 авиакомпании China Eastern Airlines. Рейс направлялся из Куньмина в
Гуанчжоу, но через час в результате резкого отвесного пике потерпел катастрофу.

На борту находились 132 человека, а причиной трагедии, как считает китайское издание «Хуньцю шибао», мог стать отказ двигателя.

Погибший самолет относится к третьему поколению Boeing-737, получившему название Next Generation. Лайнер был выпущен заводом города Рентон (штат Вашингтон) 5 июня 2015 года и уже 25 июня того же года передан в китайские руки.

Самолет был не старый, имел одного владельца и проходил лицензионное обслуживание, поэтому для Boeing это событие станет ударом. Китай остается ведущим рынком мира, причем у Пекина существуют претензии к американской авиакомпании.

Пекин только в ноябре 2021 года возвратил на внутренний рынок самолеты Boeing-737 MAX (четвертого поколения данного лайнера) после того, как два самолета этого типа разбились в Эфиопии и Индонезии из-за конструкторских недоработок.

Погибший самолет формально не имеет отношения к теме 737 MAX, но китайцы обязательно проведут самое тщательное расследование. К семейству Boeing-737 есть вопросы

«На видео самолет, как баллистическая ракета, пикирует в землю, и это не только
удивительно, но и вселяет опасения. Самолет даже в случае отказа двух двигателей не должен так нестись в направлении земли», – констатирует Гусаров.

Гражданский самолет должен планировать даже при отключении двух двигателей, а в данном случае мы увидели аномальную ситуацию.

«Учитывая, как самолет несся вниз, там могли быть проблемы с системой
управления, а именно с положением стабилизаторов, которые переводят лайнер в пике.
Схожая история была в случае катастрофы Boeing в Казани», – резюмирует Гусаров.

Трагедия в Казани произошла с Boeing-737-500 (второе поколение самолетов данного типа) компании «Татарстан» 17 ноября 2013 года во время захода лайнера на посадку. У российских авиационных властей тогда были вопросы по системе управления лайнером.

«В Казани самолет также спикировал на аэродром. У нас были подозрения в серьезных конструктивных недостатках проекта Boeing-737, но голос специалистов РФ в американской компании остался неуслышанным», – заключает Гусаров.

Росавиация предложила провести дополнительные исследования, но Boeing отказал. Сегодня ситуация другая: после двух катастроф 737 MAX репутация американской компании остается серьезно подмоченной.

Boeing продолжает нести потери

«Две катастрофы 737 MAX больно ударили по позициям Boeing. Основную массу лайнеров, продаваемых компанией, составляют самолеты семейства 737. США практически два года не поставляли лайнеры данного типа на мировой рынок», – констатирует Гусаров.

Самолет типа Boeing-737 MAX стоит более 100 млн долларов, причем компания ежемесячно производила около 50 таких лайнеров. Потери Boeing за два года из-за простоя этой линейки составили колоссальную сумму – порядка 100 млрд долларов.

«100 млрд долларов – это потери за недопоставку, а есть еще отложенные потери из-за ухода клиентов. Самолет покупается заранее под заявку – у Boeing заказы расписаны на пять лет. Из-за ситуации с Boeing-737 MAX многие потенциальные заказчики ушли к главному конкуренту – европейской компании Airbus», – резюмирует Гусаров.

Вторым негативным моментом для Boeing стала пандемия COVID-19, после которой спрос упал в несколько раз. Даже Airbus в отсутствие Boeing на рынке пришлось сократить программу производства как минимум на треть.

«Отсутствие Boeing в 2020–2021 годах рынок не заметил, в мире до сих пор переизбыток самолетов, и новые машины особенно не нужны. Данные факторы сильно подкосили Boeing, разрыв с РФ на этом фоне вторичен», – заключает Гусаров.

Boeing после февральских событий отказался поддерживать самолеты российских компаний, что поставило перед Росавиацией сложную задачу. Россия в течение десяти лет пересадится на МС-21, а до этого мы продолжим летать на Boeing и Airbus.