Более 1 трлн на обслуживание госдолга. Только за полугодие

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Более 1 трлн на обслуживание госдолга. Только за полугодие1,8K прочтений29 сентября

Минфин увеличил план по размещению ОФЗ на IV квартал до 2,4 трлн рублей

Надеюсь, данный план выполнен не будет. Наращивать долг в условиях текущих процентных ставок на рынке нельзя. Иначе на долгосрочную перспективу под бюджет закладывается бомба замедленного действия. Платить по ОФЗ 16-16,5% годовых на протяжении 10-15 лет — непозволительная роскошь.

Объем затрат на обслуживание госдолга по отношению к общим расходам бюджета важнее уровня госдолга по отношению к ВВП. Особенно в текущей ситуации.

Более 1 трлн на обслуживание госдолга. Только за полугодие

Финансировать дефицит казны можно двумя способами:

1. Обязать госбанки покупать ОФЗ по ставкам, значительно ниже рыночных. На то они и госбанки.

2. Размещать ОФЗ исключительно в пользу ФНБ по любой доходности. Хоть 8%, хоть 16%. В любом случае, это будет перекладыванием из одного государственного кармана в другой.

В первом полугодии траты бюджета на обслуживание государственного долга превысили 1 трлн рублей и составили 6% от общих расходов казны. Во втором полугодии, очевидно, цифра еще подрастет, поскольку значительная часть ОФЗ размещена по плавающей ставке. И если "ключ" в первом полугодии был 16%, то в июле его повысили до 18%, а в сентябре — уже до 19%.

На четвертый квартал Минфин запланировал разместить ОФЗ на общую сумму в 2,4 трлн рублей. Как и писал ранее, делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. При таких ставках новые заимствования должны осуществляться исключительно с целью погашения уже размещенных бумаг, а не для наращивания общего объема долга.

То же самое и с дефицитом бюджета. Я всегда выступал за управляемый дефицит казны (до 2% ВВП) в том случае, если экономика растет темпами выше этих самых 2%. Для Правительства бюджетный профицит — ненормальная ситуация, поскольку государство — не частная компания и у него нет задачи получения прибыли, когда доходы превышают расходы. Если же в казне остаются "лишние" деньги, то это вопрос с компетенциям Правительства, которое не знает, как их потратить.

Однако с 2020 года, когда кабмин возглавил Михаил Мишустин, от практики обязательного получения бюджетного профицита отказались. Результат — опережающее финансирование экономического развития. Тем не менее, сейчас, учитывая неадекватный уровень процентных ставок, все же правильнее сводить баланс в ноль. Ведь закрывать дефицит можно двумя способами — вытаскивая деньги из ФНБ или же размещая ОФЗ. Средства ФНБ сейчас инвестируются в крупнейшие проекты развития экономики, поэтому опустошать его смысла нет. А наращивание госдолга приведет к еще большему росту бюджетных расходов на его обслуживание. Причем на долгосрочную перспективу в 10-15 лет.

Сейчас по этой статье направляется 6%, и цифра стремительно увеличивается. На мой взгляд, верхний предел — 10%. Если политика Минфина по управлению госдолгом не изменится, то 10% будут достигнуты по итогам 2026 года — уже совсем скоро. Поэтому подход необходимо срочно пересматривать.

Из плюсов — на 2025 год дефицит бюджета запланирован всего лишь на уровне в 0,5% ВВП. Это немного. Плюс, я полагаю, что по итогу не будет даже его, поскольку прогноз по доходам в 40,3 трлн рублей является слишком консервативным.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!