Большие сомнения вызвало расследование ВМС США результатов столкновения подводной лодки

Большие сомнения вызвало расследование ВМС США результатов столкновения подводной лодки

7 октября 2021-го года мир узнал, что одна из признанных ВМС США атомных быстроходных подводных лодок класса Seawolf — одна из трех когда-либо построенных — потерпела серьезное подводное столкновение. Расследование пришло к выводу, что атомная подводная лодка USS Connecticut ударилась о неизведанную подводную гору. Как Удалось ли 2 октября атомной подводной лодке USS Connecticut (SSN-22) удалось найти неизведанный подводный массив во время патрулирования в Южно-Китайском море?

Это то, что следователи ВМС США пришли к выводу в начале этой недели, но не все покупаются на эту историю — в частности, китайское государственное информационное агентство The Global Times. Также и другие СМИ задаются вопросом: привело ли столкновение к ядерной утечке, которую США пытаются скрыть? И что они там вообще делали? По сообщению South China Morning Post, на прошлой неделе базирующийся в Пекине аналитический центр сообщил, что у него есть спутниковые данные, свидетельствующие о том, что американские самолеты-шпионы, в том числе «анализатор ядерного оружия», недавно пролетели над Южно-Китайским морем. Эксперты сообщили SCMP, что самолет, вероятно, устанавливал, были ли ядерные осадки в результате столкновения.

Между тем военные власти США держат свои карты в секрете. «В ходе расследования было установлено, что военный корабль США USS Connecticut остановился на неизведанной подводной горе, действуя в международных водах Индо-Тихоокеанского региона», — сказал Хейли Симс, представитель 7-го флота, сообщила Insider, — «Командующий 7-м флотом США определит, целесообразны ли последующие действия, включая ответственность командующего за произошедший инцидент».

В результате столкновения была повреждена носовая часть подводной лодки класса Seawolf, в том числе и балластные цистерны, что побудило Коннектикут совершить недельное надводное плавание до Гуама. Военно-морской флот неоднократно заявлял, что ядерный реактор и двигательная установка подлодки не повреждены. В результате столкновения экипаж получил небольшое количество травм средней и легкой степени тяжести.

Агентство USNI News, первым сообщившее о столкновении субмарины с подводной горой, также сообщило и, что повреждение носовой части субмарины повредило ее балластные цистерны. Инцидент произошел 2 октября, но флот сообщил о нем только через пять дней. Судно прибыло на Гуам для оценки ущерба, где оно проходит начальный ремонт под надзором командования военно-морских систем, персонала военно-морской верфи Пьюджет-Саунд.

Китай заявляет, что Южно-Китайское море принадлежит ему, и возражает против того, чтобы другие страны использовали военные корабли в этом регионе. США отвергают притязания Китая на эти воды и делают упор на так называемых миссиях по обеспечению свободы судоходства, как и другие западные страны, что часто вызывает недовольство Пекина. Присутствие подводной лодки ВМС США в Южно-Китайском море представляет собой агрессию по отношению к Пекину, и китайские государственные СМИ поспешили осудить официальную версию США.

Во вторник Global Times опубликовала заявления китайских военных экспертов, которые сказали, что столкновение могло привести к утечке ядерных материалов, которую США пытаются скрыть. «Ядерная утечка могла произойти, и недавний полет американского самолета для обнаружения ядерных материалов в Южно-Китайское море показывает, что США понимают эту возможность», — пишет Global Times. Чжан Цзюньше, старший научный сотрудник Академии военно-морских исследований Народно-освободительной армии Китая, сказал Global Times, что в оправдание столкновения США «не хватает искренности, прозрачности и профессионализма».

Другие СМИ также ставят под сомнение американскую версию событий. «Сокрытие правды — традиция американских военных», — написала в понедельник газета People’s Daily, назвав столкновение «несчастным случаем». Газета ранее называла инцидент «примером безрассудного военного присутствия сверхдержавы». После того, как ВМС впервые сообщили о столкновении 7 октября, через пять дней после того, как оно произошло, китайские официальные лица обвинили США в сокрытии правды о столкновении. Чжао Лицзянь, официальный представитель министерства иностранных дел Китая, заявил 26 октября, что США «безответственны» и «коварны». Чжао добавил, что у Китая «есть все основания сомневаться в правде и намерениях США». «Что на этот раз тайно собирался делать USS Connecticut в Южно-Китайском море? С чем она столкнулась? Почему произошло это столкновение?» — спрашивал он, — «Произошла ли ядерная утечка, которая привела к ядерному загрязнению морской среды?»

Между тем повреждение и последующий ремонт подводной лодки вызвали повышенное внимание к отставанию в техническом обслуживании ударных подводных лодок ВМФ. «Если бы мы в конечном итоге выполняли работу в Коннектикуте на одной из государственных верфей, это, безусловно, вызвало бы нарушения во всех других работах на верфях», — сказал Джей Стефани, исполняющий обязанности помощника министра ВМФ по исследованиям, разработкам и приобретениям в подкомитете Комитета по вооруженным силам Палаты представителей, — «Прямо сейчас это на Гуаме, это публично зарегистрировано, на Гуаме нет сухого дока, надеюсь, фирма-субподрядчик сможет выполнить эту работу, но это еще предстоит выяснить. Это просто показывает, как неожиданные инциденты увеличивают потребность в ремонте. Атакующие подлодки всегда были бедными родственниками на государственных верфях с точки зрения приоритета, но мы знаем, что особенно подводные лодки класса Seawolf чрезвычайно ценны с точки зрения миссии в этой части мира».

Connecticut — одна из трех ударных атомных лодок типа Sea Wolf, которые были разработаны для глубоководных операций, чтобы противостоять советским подводным лодкам в открытом океане. После окончания холодной войны они были модернизированы и модифицированы для выполнения некоторых из наиболее важных задач ВМФ.

Многие выразили нам свое крайнее недоумение по поводу того, как атомная подводная лодка стоимостью в несколько миллиардов долларов, оснащенная одними из самых мощных датчиков на планете — буквально один из самых передовых транспортных средств, когда-либо созданных человечеством — может просто столкнуться с чем-то, что находится ниже морской поверхности. По мнению экспертов, активные передачи сонара используются для подтверждения проверки глубины воды с помощью высокоточных карт. Активные импульсы гидролокатора могут передаваться вперед и по бокам современных подводных лодок. Эти высокочастотные гидролокаторы ближнего действия с большой четкостью обнаруживают близлежащие подводные объекты. Подводные объекты, такие как мины, затонувшие корабли и другие подводные лодки, хорошо видны обученному оператору гидролокатора.

Обратной стороной использования активного гидролокатора является то, что его можно обнаружить примерно в два раза большем диапазоне, чем в том, который позволяет оператору вести поиск, в большинстве океанических сред. Типичный высокочастотный гидролокатор с высоким разрешением может видеть на расстоянии до 5000 ярдов, но он уязвим для обнаружения противником на расстоянии не менее 10000 ярдов или дальше в хороших условиях. Это означает, что противник может определить местоположение подводной лодки, и может оставаться незамеченным, преследуя подводную лодку, излучающую активный гидролокатор, пока использует свой гидролокатор высокого разрешения.

Если подводная лодка работает в районе, где подозревается присутствие подводных лодок противника, то она может отказаться от использования высокочастотного активного гидролокатора для проверки окружающей топографии. Это связано с тем, что передачи сонара сообщают свое местоположение в случае обнаружения. Это означает, что подводная лодка полагается на точный расчет акселерометра для определения местоположения корабля. Этот тип навигации имеет очень маленькие ошибки, которые со временем усугубляются. В конце концов, подводная лодка может оказаться вне определяемой позиции на сотни ярдов и более. Ошибка увеличивается со временем до следующего исправления навигации. Есть способы зафиксировать положение подводной лодки, не использующие гидролокатор, но они не показывают, какая топография скрыта между измерениями на карте.

DAVE MAKICHUK