Борьба ЦБ с импортозамещением на примере полуприцепов
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Борьба ЦБ с импортозамещением на примере полуприцеповВчераВчера26932 мин
Есть в Башкирии небольшой городок Туймазы с населением в 67 тысяч человек. Главное предприятие города — Туймазинский завод автобетоновозов (ТЗА). Как следует из названия, традиционно специализировался на производстве бетономешалок.
Однако еще в 2021 году было принято решение начать на мощностях ТЗА выпуск полуприцепов. Благо, контрольный пакет принадлежит КАМАЗу, а значит, со сбытом проблем не предвиделось. Была запущена первая производственная линия на 100 единиц полуприцепов в месяц, в 2022 году завод стал частью политики реального импортозамещения. Был утвержден инвестиционный проект на 4 млрд рублей, выпуск увеличился до 2000 единиц в год.
В 2024 вложения пошли не только в выпуск, но и в повышение производительности труда через внедрение передовых технологий. Были установлены две лазерные резальные машины (хотели установить еще четыре), а также новые токарные, листогибочные и вальцовочные станки с ЧПУ. Вся прибыль шла на модернизацию предприятия и увеличение выпуска: дивидендов ТЗА не платил. По среднесрочным планам предполагалось довести производство полуприцепов до 12 000 единиц в год.
Такое количество полностью покрыло бы потребности внутреннего рынка. По итогам 2024 года в России было реализовано около 47 тысяч полуприцепов. Из них 30 тысяч — российская техника и 17 тысяч — импорт. ТЗА совместно с другими предприятиями в течение нескольких лет легко бы закрыл эту нишу.
Однако Центробанк принял решение "охлаждать" экономику. Видимо, производители полуприцепов "перегрелись" и не должны не то что наращивать, но и сохранять текущий выпуск. Результат не заставил себя ждать.
По итогам первого полугодия 2025 года выручка ТЗА обвалилась в 2,5 раза — до 2,9 млрд рублей. Прибыль от продаж ушла в минус на 107 млн (даже на операционном уровне завод работает в убыток). А чистая прибыль составила минус 91,9 млн против положительного результата в 440 млн годом ранее. Расширение мощностей, судя по всему, придется отложить на несколько лет вперед. И это в лучшем случае.
ТЗА должен выдержать нынешний удар. В том числе, благодаря КАМАЗу, которому принадлежит контрольный пакет предприятия. Но что будет с другими производителями (и не только полуприцепов)? Главная проблема — угроза потери доверия. Сначала Правительство говорит о необходимости роста выпуска и импортозамещения, создает благоприятные условия по кредитам и льготам, поощряет инвестиции. А потом Центробанк внезапно повышает ключевую ставку и наносит мощный удар по промышленности, разрушая все, что было выстроено в предыдущие годы.
В условиях такой непредсказуемости даже снижение ставки в будущем вряд ли вернет уверенность. Кто захочет снова наступать на те же грабли, рискуя вложенными средствами? Сегодняшняя денежно-кредитная политика разрушает производственные планы и повергает в шок тех, кто еще вчера поверил в "новую индустриализацию". Ведь многим было проще вместо инвестиций вытащить деньги из предприятий и тратить их себе на жизнь. К сожалению, многие теперь об этом как минимум будут задумываться.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!