Образовательный разлом: новые правила ОГЭ разделили школьников на «колледж» и «10 класс»

https://static.mk.ru/upload/entities/2025/02/12/16/articles/detailPicture/63/80/38/6d/ac2b09285f1b0145fe20899317ebd82e.jpg

Государственная Дума запустила реформу, которая радикально изменит правила поступления после 9 класса. Согласно пилотному проекту, стартующему этим летом, выпускники из пяти регионов (Москва, Санкт-Петербург, Ростовская и Тюменская области, Северная Осетия) получат разные образовательные траектории в зависимости от их выбора. Для тех, кто планирует идти в колледж, обязательными станут только два экзамена — русский язык и математика. Этого будет достаточно для получения аттестата и подачи документов в ссузы.

Однако школьникам, нацеленным на 10-11 классы, придется сдавать полный комплект из четырех ОГЭ: обязательные русский с математикой плюс два предмета по выбору. Это создает неравные условия подготовки уже в конце учебного года и вызывает волну возмущения среди семей, где дети еще не определились с будущим путем.

«Новые правила могут привести к неравенству в доступе к образованию и вынудят часть выпускников покидать свои регионы», — предупреждает председатель комитета по защите семьи Нина Останина.

Законопроект предоставляет регионам беспрецедентные полномочия: местные власти смогут самостоятельно устанавливать минимальные проходные баллы в колледжи, вводить дополнительные вступительные испытания для отдельных специальностей и резервировать бюджетные места исключительно для выпускников своих территорий. Это грозит усилением регионального неравенства — например, при переезде в столицу абитуриент из области может столкнуться с закрытыми квотами или завышенными требованиями.

Особую тревогу у экспертов вызывает конкуренция за места в 10 классах. При сокращении бюджетных мест в колледжах из-за региональных квот и одновременном сохранении высокого порога для перехода в старшую школу, многие ученики рискуют оказаться в «образовательной ловушке». Родители опасаются, что упрощение ОГЭ для колледжей искусственно подтолкнет детей к СПО, даже если они способны учиться дальше.

Хотя официальной целью реформы заявлено «упрощение доступа к среднему профессиональному образованию и стимулирование рабочих профессий», на практике система создает жесткое разделение на «технарей» и «академиков» уже в 15 лет. Законопроект, уже принятый в первом чтении, сейчас дорабатывается, но ключевые вопросы — о качестве подготовки по сокращенным ОГЭ и реальной доступности образования для всех групп учащихся — остаются без ответа.