Бюджет стабильный. Итоги августа
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Бюджет стабильный. Итоги августа1,5K прочтенийСегодняЭкономика145,8K интересуются
На днях Минфин опубликовал данные о предварительной оценке исполнения федерального бюджета за 8 месяцев. В целом, ситуация является стабильной и плановой. Хотя некоторые аналитики, в особенности, в "деловых" изданиях поспешили заявить о том, что в конце года дефицит казны может быть профинансирован за счет средств ФНБ, а самой ликвидной части Фонда останется только на 2-3 года.
Пока что предпосылок к такому варианту развития событий нет. Наоборот, данные за 8 месяцев говорят об острожном оптимизме.
Так, доходы государственной казны выросли на 35,5% (г/г) до 23,029 трлн рублей. Согласно плану, по году необходимо собрать минимум 35,062 трлн. То есть план исполнен на 2/3. И впереди еще как раз четыре месяца. Однако здесь следует учитывать, что в четвертом квартале налоговые поступления традиционно выше, так как резко возрастает деловая и потребительская активность.
Укрупненная структура доходов выглядит следующим образом:
- Нефтегазовые доходы: 7,555 трлн из 10,738 трлн (70,35%)
- Ненефтегазовые доходы: 15,473 трлн из 24,324 трлн (63,6%)
Рост по сравнению с январем-августом 2023 года составил 56,2% и 27,3% соответственно. Последняя цифра стала возможной благодаря ускоренным темпам роста ВВП. Как известно, растет экономика – растут и налоги. Поэтому меня всегда удивляет, когда Министерство финансов отказывает качественным инвестиционным проектам в льготах и прочей поддержке. Ведь выпадающие доходы будут в течение короткого срока, а налоги инвестиционный проект будет генерировать всегда. А если же ничего не запускать, то и налогов не будет.
По ненефтегазовым доходам, как написано выше, в четвертом квартале (по факту – уже со второй половины сентября) ожидаем ускорение. Плановый показатель, вне всяких сомнений, будет достигнут. В идеале – чтобы он превысил значение на 1,5-2 трлн рублей, что позволит Минфину отказаться от размещения большого объема ОФЗ по текущим неадекватным ставкам.
Нефтегазовые доходы за первые 8 месяцев также показали хороший результат. Осталось добрать 30%. Здесь тоже могло быть превышение плана, но нефтяные котировки в последние дни сильно просели на фоне очередных спекуляций на западных биржах. Больше всего это негативно в контексте пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ), который стал полноценным инвестиционным фондом Правительства. Впрочем, ничего угрожающего бюджетной стабильности здесь нет.
На расходы традиционно смотреть не особо интересно. По ним всегда все четко: как расписали изначально, так они и идут. За восемь месяцев потрачено 23,36 трлн из плановых 37,182 трлн. Или же 62,8%. К концу года будет традиционное ускорение по расходам федерального бюджета.
В конце обращу внимание на существенное по сравнению с предыдущим годом сокращение бюджетного дефицита. Всего лишь 331 млрд рублей за восемь месяцев (в августе был получен серьезный профицит). Здесь важно, чтобы к концу года казна вышла в ноль. Хоть я и являюсь сторонником управляемого дефицита бюджета, но не в текущий ситуации. Дефицит необходимо чем-то компенсировать. Закрывать его за счет новых ОФЗ по текущим ставкам означает обрекать казну на повышенные расходы по обслуживанию госдолга в средне- и долгосрочной перспективе. Что касается нефтегазовых сверхдоходов, то они нужны в ФНБ для дальнейших инвестиций в перспективные проекты реального сектора экономики.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!