Бюджет стагнации, вместо развития. Силуанов продавил свою бухгалтерию. Анализируем цифры
Государственная Дума в III чтении приняла законопроект о формировании федерального бюджета на 2022-2024 гг. К сожалению, назвать его бюджетом развития очень сложно. Как, впрочем, и бюджетом деградации. Это типичный «силуановский» бюджет стагнации. Вроде деньги есть. Пусть и понемногу, зато везде.
Однако ни о каком экономическом прорыве говорить с такими цифрами не приходится
Начнём с общих параметров.
Доходы:
- 2022: 25,021 трлн
- 2023: 25,54 трлн (+2%)
- 2024: 25,831 трлн (+1,1%)
Обратим внимание на тот факт, что доходы растут «черепашьими» темпами. Однако произойдет это за счет прогнозируемого (Минфином и Минэком, но не нами) снижения стоимости нефти марки Urals с 62,2$ в 2022 до 55,7$ в 2024. Что касается ненефтегазовых доходов, то они будут расти темпами в 5,6% в год. Данный факт подтверждает то, что экономика в целом будет расти. Но черепашьими темпами в 2-3% в год.
Расходы бюджета в 2022-2024 гг составят 23,694 трлн, 25,241 трлн и 26,354 трлн рублей соответственно. Исходя из всего этого вырисовывается следующий профицит/дефицит:
- 2022: + 1,327 трлн
- 2023: +299 млрд
- 2024: -522 млрд
Подобная ситуация является ненормальной. Профицит балансов хорош для коммерческой фирмы, где имеется необходимость показывать прибыль. Если же профицит формируется у государства, это говорит о том, что правительство не знает, куда потратить деньги. А это уже говорит о профессиональных навыках членов кабмина. Однако в нашей ситуации профильные министерства как раз предлагают различные проекты, но Министерство финансов под руководством Антона Силуанова если и выделяет деньги, то по очень большим праздникам.
Отдельно хотелось бы выделить статью расходов «национальная экономика». В 2022 году по ней будет потрачено 3,51 трлн рублей, в 2023 — 3,557 трлн, в 2024 — 3,811 трлн. Рост на 4,28% в среднем. Это уровень прогнозируемой инфляции (а в реальности — еще меньший). То есть, по факту расходы на поддержку экономики расти не будут. А, значит, ни о каких темпах рост выше 3% говорить не придется.
Теперь обратим внимание на вещь, которая не поддается никакой логике. Это рост государственных займов. Ведомство Силуанова планирует осуществить их в следующих объемах:
- 2022 — 2,308 трлн
- 2023 — 2,651 трлн (+14,8%)
- 2024 — 2,874 трлн (+8,4%)
У нас нет ответа на вопрос, зачем столько занимать при профиците бюджета. Более того, начинает проглядываться пирамида. Так расходы на обслуживания государственного долга в 2022-2024 гг составят 1,403 трлн, 1,702 трлн (+21,3%) и 1,861 трлн (+9,3%) соответственно. Это чуть ли не самая быстрорастущая статья расходов федерального бюджета.
Получается, у нас увеличивается зависимость, согласно которой Министерство финансов берёт новые займы для того, чтобы значительную их часть пустить на обслуживание предыдущего долга.
Также отметим параметры Фонда национального благосостояния (на конец года):
- 2022 — 16,477 трлн (+2,551 трлн)
- 2023 — 20,102 трлн (+3,473 трлн)
- 2024 — 23,261 трлн (+2,751 трлн)
Эти огромные суммы просто изымаются из экономики. Зато Министерство финансов прибегает к увеличению государственного долга вместо того, чтобы пустить деньги ФНБ на поддержку экономики. Да, в 2022-2024 гг. будет выделено 2,5 трлн рублей средств Фонда, однако 6-7 трлн рублей будет изъято.
Безусловно, у нас есть механизм бюджетного правила. И, несмотря на его критику, по своей сути он является абсолютно правильным. Но только в том случае, если деньги изымаются с целью скорейших наиболее эффективных вложений. От этого растут все доходы бюджета, поскольку после запуска новых проектов увеличивает налоговая база.
Таким образом, даже если проанализировать основные цифры федерального бюджета на 2022-2024 гг, то становится очевидно, что это бюджет стагнации. Это абсолютно либеральный бюджет из «нулевых» годов.
Но ведь и автор проекта федерального бюджета — не только Силуанов, но и Алексей Кудрин, против которого государственники бессильны.