Бюджет: в России на четверть сократили расходы на ремонт дорог — деньги съела «национальная оборона»

За январь–август количество контрактов на дорожные ремонты, заключенных структурам государственной и муниципальной власти, сократилось на 25%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные сервиса «Контур.Закупки». Объем расходов на дорожные работы упал на 11%, до 1,02 трлн рублей.

Сокращение ремонта дорог фиксируется третий год подряд: если за 8 месяцев 2022 года на эти цели было потрачено 1,48 трлн рублей, за тот же период 2023-го — 1,24 трлн, в 2024-м — 1,14 трлн. Таким образом, за 2022-25 гг финансирование дорожных работ упало на 32%.

Устойчивое снижение количества дорожных закупок происходит, поскольку бюджеты перераспределяются на другие приоритетные направления, отмечает эксперт сервиса «Контур.Закупки» Василий Данильчик.

В этом году федеральная казна впервые тратит на армию и закупки оружия около 40% всех расходов и половину всех собранных налогов. За первое полугодие по статье «национальная оборона» правительство выделило 8,484 трлн рублей — на 31% больше, чем годом ранее, и на 95% выше показателя 2023 года, хотя доходы бюджета увеличились лишь на 3%, а нефтегазовые — обвалились почти на 20%.

В результате за первую половину года в бюджете образовалась «дыра» размером 3,7 трлн рублей, которая к концу июля увеличилась до 4,9 трлн. Бюджеты регионов также скатились в дефицит: он достиг почти 400 млрд рублей за полгода после того, как каждый третий субъект столкнулся с падением доходов.

В 2026 году Кремль не планирует сокращать оборонные траты, даже если активная фаза боевых действий на Украине завершится, рассказывает источник Reuters в правительстве. По его словам, чтобы наполнить казну, властям «неизбежно» придется повышать налоги. Однако в бюджетном плане дополнительных военных расходов не прописано.

В России сформирован проект сбалансированного оборонного бюджета на 2026–2028 годы

Об этом сообщил первый заместитель министра обороны Леонид Горнин. По его словам, МО переходит к новой модели финансового планирования.

В целях совершенствования системы финансового обеспечения оптимизирована структура центральных органов военного управления, а также проработан вопрос введения в войсковом звене в штаты полка — бригады — дивизии финансовых органов, — отметил замминистра.

Горнин уточнил, что создана система контроля исполнения расходов бюджета и определены ключевые критерии выполнения плановых показателей. Он добавил, что нововведения направлены на повышение эффективности распределения средств и прозрачности финансовых процессов.

Ранее министр обороны Андрей Белоусов заявил, что ведомству в 2025 году удалось оптимизировать финансовые расходы, не снижая объем закупок вооружения. По его словам, благодаря этому получилось стабилизировать нагрузку военного бюджета на экономику России.

Правкомиссия скоро утвердит основные параметры федерального бюджета 2026-2028

Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в ближайшее время рассмотрит и утвердит основные параметры федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании по экономическим вопросам.

«Правительство должно внести проект бюджета в Госдуму до 1 октября, в нем необходимо учесть все текущие вызовы. Мы их подробно обсуждали при формировании прогноза социально-экономического развития до 2028 года. В ближайшее время должна пройти наша бюджетная комиссия, где необходимо утвердить все основные параметры, а это доходы и расходы, после этого законопроект будет представлен на заседании правительства», — сказал он.

Основные приоритеты, отметил Мишустин, это обеспечение макроэкономической стабильности, сбалансированный бюджет, выполнение социальных обязательств и достижение национальных целей развития. «Сегодня еще раз посмотрим, какие ресурсы должны быть направлены на решение этих вопросов, а также на стимулирование производства, поддержку наших регионов, на технологические инфраструктурные проекты», — сказал председатель правительства.

Он напомнил, что президент Владимир Путин заявлял о необходимости формирования дополнительных источников доходов бюджета.

«Учитывая реалии, необходимо сконцентрироваться на теме эффективности. В том числе в части производительности труда. Надо ускорять ее рост. Для чего продолжить снимать общесистемные барьеры для предпринимательской инициативы, сокращать избыточную административную нагрузку, создавать стимулы для самостоятельного развития за счет внутрикорпоративных программ самих компаний. Одной из ключевых задач дальнейших изменений станет, конечно, и повышение качества инвестиционного климата. Это планируется реализовать через национальную модель целевых условий ведения бизнеса. На усиление эффективности экономики также направлен разрабатываемый правительством план структурных изменений», — сказал Мишустин.

Ранее министр финансов Антон Силуанов сообщил, что при формировании проекта федерального бюджета на 2026 год Минфин учитывает прогнозируемую среднюю цену на нефть марки Urals в $59 за баррель. В рамках бюджета на 2025-2027 годы цена нефти на 2026 год учитывалась в размере $66 за баррель.

Комментируя подготовку проекта федерального бюджета на следующую трехлетку, Силуанов отмечал, что Минфин всегда будет говорить о том, чтобы бюджет был составлен по принципам и правилам, которые прописаны законодательно, имея в виду следование бюджетным правилам.

«Это дает устойчивость бюджетной конструкции, независимость бюджета от внешних факторов, будь то цены на энергоресурсы или санкции (…). Мы должны сделать такой бюджет, такую конструкцию железобетонную, чтобы минимизировать все те ограничения, которые пытаются вводить в отношении нашей страны», — сказал он.

По словам Силуанова, оптимизация расходов при этом остается постоянным процессом, который «не всегда позитивно воспринимается нашими коллегами по правительству».

«Без оптимизации, без структурирования и приоритизации ежегодной, я думаю, что ничего бы у нас не получилось, потому что каждый год возникают новые задачи, каждый год возникают новые приоритеты, и каждый год мы пересматриваем все, что у нас есть в нашем распоряжении. Где-то приходится от чего-то отказываться, где-то приходится оптимизироваться — давайте часть своих бюджетов направляйте на новые задачи», — пояснял он.

«Невозможно все время говорить: давайте увеличивать доходную базу, давайте увеличивать заимствования, надо всегда работать с тем объемом средств, которые есть в бюджете. Непросто это происходит, все говорят, что это сложно, но без этого нельзя», — отмечал министр.

  • Текущим законом о бюджете доходы на 2026 год запланированы объеме 41 трлн 840,9 млрд руб. (18,1% ВВП), на 2027 год — 43 трлн 154,2 млрд руб. (17,4% ВВП), в том числе нефтегазовые — 10 трлн 564,3 млрд руб. (4,6% ВВП) и 9 трлн 766,1 млрд руб. (3,9% ВВП), ненефтегазовые — 31 трлн 276,6 млрд руб. (13,6% ВВП) и 33 трлн 388,1 млрд руб. (13,4% ВВП).
  • Расходы в 2026 году запланированы в объеме 44 трлн 22,2 млрд руб. (19,1% ВВП), в 2027 году — 45 трлн 915,6 млрд руб. (18,5% ВВП).
  • Дефицит в 2026 году ожидается в размере 2 трлн 181,2 млрд руб. (0,9% ВВП), в 2027 году — 2 трлн 761,4 млрд руб. (1,1% ВВП).