Бюджетных денег не будет. Как Силуанов и Набиуллина хотят поднять экономику

Бюджетных денег не будет. Как Силуанов и Набиуллина хотят поднять экономику

Продолжается публикация материалов, которые были представлены на Стратегической сессии правительства от 30 августа. На этот раз речь снова пойдёт о совместном проекте Министерства финансов и Банка России. Он касается инвестиций. Но не в реальный сектор экономики, как можно было бы подумать изначально, а вообще всех. В том числе, в фондовый рынок.

Итак, цели Минфин и ЦБ ставят амбициозные. А, именно, рост объёма инвестиций практически в 2 раза: с 23 трлн рублей в 2021 году до 43 трлн рублей в 2030. Плюс 86,9%. Отличные цифры, если не задумываться, какая их величина в реальном выражении.

Если взять даже самые оптимистичные показатели и прогнозы, согласно которым в этом году уровень инфляции составит 12%, в 2023 — 6%, а с 2024 года выйдет на таргет в 4%, то к 2030 году накопленная инфляция (к уровню 2021 года) составит 56,22%. И вот мы уже выходим на прирост инвестиций в реальном выражении не на 86,9%, а примерно на 30%. То есть, в ценах 2021 года это будет плюс 6,9 трлн. Однако даже этот показатель вызвал бы у меня оптимизм. Плюс 7 трлн рублей — отличный результат.

Однако смотрим информацию из документа ЦБ и Минфина дальше. Чтобы было удобнее и понятнее, то буду считать в ценах 2021 года

Итак, в 2021 году общий объём инвестиций составил 23 трлн рублей.

Системные либералы считают, что к 2030 году доля собственных средств компаний во вложениях должна вырасти с 56% до 58%. Или всего лишь на 598 млрд рублей (напомню, речь идёт о ценах 2021 года). Что такое плюс 598 млрд собственных средств? Да это практически ничего. Во многом этот показатель может быть достигнут благодаря естественному ходу событий, учитывая переход экономики к шестому технологическому укладу. Во время подобных переходов инвестиции в новые отрасли автоматически растут. И, как правило, весьма существенно. А здесь речь идёт всего лишь о 598 млрд, которые можно обеспечить хоть завтра, предприняв соответствующие меры стимулирования инвестактивности (о них я пишу регулярно, сейчас уходить в дебри не буду).

Далее начинается самое смешное. ЦБ и Минфин рассчитывают, что доля фондового рынка в общем объёме инвестиций вырастет с 5% до 11%. То есть, в ценах 2021 года это 1,794 трлн или же 26% от того прироста, который рассчитывают достичь к 2030 году.

И скажите мне, каким образом рост капитализации фондового рынка приведёт к ускоренному вложению средств в реальный сектор? Здесь корреляция минимальна (просьба об IPO и SPO не писать). Теоретически рост капитализации фондового рынка может стимулировать рост рынка облигаций, куда будут выходить предприятия для размещения ценных бумаг и привлечения средств по более выгодным условиям, чем банковские кредиты. Но для этого необходимо хотя бы отменить НДФЛ на доход, полученный в результате покупки корпоративных облигаций. На ОФЗ он отменен, на корпоратов — нет. Уверяю вас, если подобное произойдет, то рынок облигаций существенным образом вырастет.

Но здесь сислибы говорят именно о фондовом рынке. Для граждан порой это может быть хорошая альтернатива банковским вкладам. Но на вложениях в реальный сектор это практически никак не сказывается. В фондовом рынке нет ничего плохого, но это совершенно иная тема.

По мнению ЦБ и Минфина капитализация фондового рынка должна к 2030 году увеличиться с 46% до 54% к ВВП. И вот теперь вопрос: за счёт каких ресурсов? Если за счёт увеличения средств резидентов — тогда одно дело. Если за счёт возврата иностранных спекулянтов — то это уже никуда не годится. Возвращение к пузырям нам уж точно не нужно.

А вот дальше уже не смешно. Силуанов и Набиуллина хотят снизить долю бюджетных инвестиций с 18% до 13%. В реальном выражении это получится сокращение с 4,14 трлн до 3,887 трлн. То есть, системные либералы всерьез нацелены на снижение вложений в экономику со стороны государства. Вопрос «зачем?» является здесь риторическим.

Я даже не буду много писать насчёт того, что государственные инвестиции, наоборот, должны расти, а не сокращаться. По-моему, это очевидно, учитывая нынешние возможности как федерального бюджета, так и Фонда национального благосостояния. Однако финансовые ведомства нацелены совершенно не на это.

Также в докладе сказано, что чуть подрастёт доля вложений за счёт привлечения кредитных ресурсов.

В общем, мы ознакомились с ещё одной удивительной концепцией, которая совершенно оторвана от реальности. Как бы то ни было, нет сомнений в том, что за основу принята она не будет, поскольку не решает тех задач, которые стоят в настоящий момент перед нашей экономикой. Поэтому и останется данный документ сугубо коллективным мнением ведомств Силуанова и Набиуллиной.