Будет революция флагов: экономист Колташов о планах стран G7 запретить перевозку нефти из РФ, купленной выше потолка цен
Федеральное агентство новостей
Главы министерств финансов стран G7 договорились ввести лимит цены на нефть из России. Министры финансов призвали к образованию международной коалиции для поддержания определенного уровня цен на российское черное золото.
В совместном заявлении глав министерств финансов стран G7 также говорится о политическом намерении «завершить и внедрить всеобъемлющий запрет на услуги, позволяющие осуществлять морскую транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения по всему миру».
В сообщении особо отмечается, что такие услуги будут санкционированы, только если «нефть и нефтепродукты приобретаются по цене ниже потолка, определяемой коалицией стран, придерживающихся и реализующих этот ценовой потолок».
Таким образом коалиция G7 намеревается снизить прибыль России и повлиять на ее способность «финансировать свою агрессивную войну», а также ограничить влияние военной спецоперации на мировые цены на энергоносители, особенно для стран с низким и средним уровнем дохода. При этом ценовой предел будет установлен на уровне, рассчитанном с учетом спектра технических данных, и будет утвержден всей коалицией.
Руководитель Центра политэкономических исследований, экономист и политолог Василий Колташов рассказал ФАН, к каким негативным сценариям может привести решение «большой семерки» установить некий максимум цен и ограничить перевозку российской нефти.
По словам экономиста, коллективный Запад сейчас во всей мере ощущает на себе последствия своих действий, направленных против российского газа — беспрецедентно высокие цены на природный газ. То же самое они могут получить и в случае с российской нефтью.
«Организация ОПЕК+ считает, что будет дефицит нефти, соответственно, цены низкими не окажутся», — отметил Василий Колташов.
Второй неприятный сюрприз, который может ожидать весь мир после введения запрета на транспортировку российской нефти, если она будет куплена не по установленным коалицией ценовым ограничениям, связана с реакцией владельцев танкеров.
pxhere.com
Собеседник ФАН напомнил, что на протяжении последних десятилетий в мире активно развивались судовладельческие офшоры, где судовладельцы могли платить налоги в пределах 0%. Такие услуги представляли Кипр, Мальта и другие судовладельческие офшоры, в том числе члены Европейского союза. Но после заявления министров финансов стран «большой семерки» теперь это означает, что судовладельческие компании рискуют попасть под санкции. И они должны менять флаг.
«Это способно привести к революции флагов. Потому что, по сути, эта мера направлена против перевозчиков. То есть судовладельческая компания должна иметь большую смелость, чтобы перевозить российскую нефть. <…> Если будут применяться меры против различных схем, когда российская нефть превращается в просто нефть и спокойно поступает в ЕС, что сейчас происходит сплошь и рядом. Если будут применяться жесткие меры, то мы можем ждать быстрых изменений в этой сфере. Тогда компании будут менять флаги какого-нибудь островного государства на более сильную страну. Потому что смысл этих флагов в том и состоял, что вы находитесь под защитой», — подчеркнул экономист.
По словам Василия Колташова, перевозка российской нефти должна будет стать делом защищенных компаний из государств, которым, по сути, все-равно, что запрещает «большая семерка». Это могут быть танкеры России, Китая, Индии. И если раньше был уход из флагов больших государств, потому что там налоги, в судовладельческие офшоры, то сейчас начнется обратное движение под флаги, которые могут защитить.
Но и это не последнее, к чему может привести решение о запрете перевозки российской нефти, купленной не по установленной коалицией цене.
«Россия и другие достаточно сильные евразийские государства — Иран, Китай, Индия — они могут устанавливать собственные навигационные акты, и запрещать судам, принадлежащим одним странам, перевозить товары из других стран. Например, если у вас флаг одного из государств ЕС, извольте перевозить европейские товары и не смейте брать на борт ничего другого. То есть может произойти не только революция флагов, но и когда будут создаваться взаимные проблемы и это приведет к транспортному хаосу. <…> Такого рода ограничения могут распространиться, и о свободе морской торговли можно будет забыть. При этом повернется все все-равно не в пользу ЕС и США, потому что Россия не будет продавать нефть по неким фиксированным ценам», — заключил руководитель Центра политэкономических исследований.
О том, что Россия не станет поставлять нефть в страны, которые поддержат ограничение стоимости нефти, накануне встречи министров финансов стран G7 заявил вице-премьер РФ Александр Новак.
Кроме того, опрошенные ФАН эксперты склоняются к мнению, что в случае установления предельных цен на российскую нефть на мировом рынке не только вырастет стоимость черного золота, но и страны «большой семерки» не смогут осуществить свой план, так как у них нет для этого действенных механизмов.