Будущее электромобилей в России

Отношение к перспективам массового внедрения электромобилей в нашей стране зачастую является скептическим. Раньше я тоже так считал. Аргументы были, в принципе, стереотипными. Это непригодные климатические условия, нецелесообразность заряжать автомобили, когда есть доступ к дешевому (по мировым меркам) топливу. И, конечно, политическая подоплека — агрессивное насаждение Западом электромобилей как неотъемлемой составляющей "зеленой повестки".

Летом прошлого года я сильно погрузился в изучение данной темы (заодно затронул т.н. возобновляемые источники энергии). Тем более был финансовый интерес. Забегая вперед, скажу, что по итогам практически непрерывного двухнедельного анализа принял решение инвестировать в компанию, занимающуюся развитием инфраструктуры для электротранспорта. Это молодая компания Hyper. Сейчас её акции купить уже невозможно, так как раунд pre-IPO закрыт, поэтому не сочтите за рекламу, взять все равно ничего уже не получится даже при желании 🙂

Действительно, электромобили были вписаны в "зеленую повестку" Запада, но, во-первых, как элемент создаваемой цепочки, которая начинается с ВИЭ. Во-вторых, через "зеленые" технологии Запад хотел дать импульс развитию собственной стагнирующей промышленности, как это было в 70-е годы с темой энергосбережения и энергоэффективности.

Индустрию электромобилей активно развивает и Китай. За 2023 год их доля в продажах составила 37%! Но у Пекина целеполагание другое. Поднебесная стремится сократить любую зависимость от внешнего мира настолько, насколько это возможно. Автомобили с ДВС требуют импорта нефти и нефтепродуктов. Понятно, что электроэнергию тоже из чего-то производят, но здесь Китай делает ставку на газ из, по нашей терминологии, дружественных стран, на атомную промышленность и, вы удивитесь, на возобновляемую энергетику. Последняя функционирует в Китае замкнутым циклом. Сами произвели панели, сами получили электроэнергию. Дороже, зато своё.

В общем, Китай перехватил тему электромобилей у Запада. Что же в России? Многие удивятся, но нашей промышленности произвести качественный электромобиль легче, чем классический автомобиль с ДВС. Отсюда такие амбициозные планы того же КАМАЗа по выпуску 100 тысяч в год электромобилей "Атом". Запускает во втором квартале производство e-Largus "АвтоВАЗ". Соответствующие планы есть у "Москвича" и Evolute.

Собственно успешное внедрение электробусов КАМАЗа и ГАЗа во многие города России всё это подтверждает. Технологии развиваются, в климатических условиях средней полосы страны, не говоря уже о юге, особых проблем сейчас нет. Плюс "Росатом" строит в Калининградской области завод по производству литий-ионных батарей. Тот самый технологический суверенитет.

Аргумент "зачем нам электромобили, когда в стране много нефти" состоятельным также не является. Частично я на него ответил в абзаце про Китай. Электроэнергия тоже из чего-то производится. В нашем случае из такого же нашего газа или же на наших атомных и гидро электростанциях. Принципиальной разницы здесь нет. По мировым меркам у нас дешевый и бензин, и электроэнергия. А вот строить ветряки и солнечные станции, за исключением отдельных районов, действительно, абсурдно. Здесь уже ситуация обратная, но останавливаться на ней сейчас не буду.

Будущее электромобилей в России

Теперь важное замечание. Из всего вышеизложенного не должно сложиться впечатление, что электромобили — будущий транспорт России. Вовсе нет. В обозримой перспективе таковым он не станет, да и смысла в этом особого нет. Но списывать его со счетом уже нельзя. Электромобили займут (уже занимают) свою нишу. На текущем этапе это общественный транспорт, на втором — рынок такси и каршеринга, на третьем — уже определенная доля личного транспорта. Последнее будет актуально в основном для городов-миллионников, где развивается необходимая инфраструктура. Но совокупно все вместе это достаточно большой рынок.

Общий вывод тех аналитических материалов, которые я изучал, заключается в том, что к 2030 году электромобили будут занимать порядка 10% от продаж новых легковушек. Надо сказать, что это приличная доля. В цифрах — 150-200 тыс единиц в год. Но даже опираясь на текущие темпы роста продаж уже нельзя отмахнуться и сказать, что электромобили никогда не приживутся в России. Рынок начал формироваться в прошлом году. Даже в 2021 г цифры были весьма скромные. Сейчас же происходит следующее:

Будущее электромобилей в России

За январь-февраль 2024 года продажи выросли в 3,72 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Да, была низкая база. Но суммарно только за два месяца мы имеем практически 3,4 тыс единиц (в основном покупают китайский Zeekr). Доля в феврале — 1,8%. По году прогнозируются продажи в объеме плюс-минус 30 тыс штук. Это уже будет под 2,5%. С такими темпами выйти на 10% вполне реально. Тем более, когда разгонится производство отечественных электромобилей, продажи которых правительство наверняка будет стимулировать субсидиями.

В общем, свою нишу (и немалую) электромобили займут. Это уже очевидный факт. Если основу продаж будут составлять отечественные марки, как сейчас по общественному транспорту, то ничего плохого в этом не вижу. Наоборот, хороший драйвер развития для нашей индустрии автомобилестроения.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!