Бум экспорта Китая в Центральную Азию. Умная дипломатия и деловая хватка

Бум экспорта Китая в Центральную Азию. Умная дипломатия и деловая хватка

Центральная Азия становится одним из главных торговых и транзитных узлов Евразии, при этом Казахстан находится на переднем плане. Казахстан стал крупнейшим торговым партнером Китая в Центральной Азии в 2023 году. По данным Таможенного агентства Китая, товарооборот между Китаем и Центральной Азией на конец 2023 года составил 89,4 млрд долларов, что на 27% больше, чем в 2022 году (70,2 млрд долларов). Из этой суммы 61,4 миллиарда долларов приходится на китайский экспорт в регион.

Объем торговли только между Китаем и Казахстаном составил колоссальные 41 миллиард долларов – или 46% общего торгового оборота Китая со всей Центральной Азией. Это на 32% больше оборота 2022 года на конец года.

В январе и феврале этого года экспорт Китая во все страны центрально-азиатской дуги от Турции до Казахстана увеличился на 31% по сравнению с первыми двумя месяцами 2022 года. Торговля Китая с Азербайджаном подскочила на 83% за тот же период, что почти вдвое превышает процентный прирост. в торговле с любой другой страной региона. Общий объем торговли Китая с Глобальным Югом, включая Центральную Азию, компенсировал резкое снижение торговли в развитых странах, в том числе с Соединенными Штатами, Европейским Союзом и Японией, как недавно показал Дэвид Голдман в Asia Times. Чем объясняется массовый рост китайского экспорта в Центральную Азию и на Кавказ? Эта история заслуживает некоторого внимания, учитывая, как сказал Голдман, «глобальные цепочки поставок и их финансирование» меняются.

Бум экспорта Китая в Центральную Азию. Умная дипломатия и деловая хватка

Дипломатия и торговля. Вот уже более двух десятилетий Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан, а в последнее время Туркменистан и Узбекистан ведут умную двустороннюю и многостороннюю дипломатию, которая включает в себя продвижение торговли в Евразии. Чтобы увеличить региональный торговый оборот, эти государства часто работают сообща, используя свою коллективную силу; при необходимости они могут действовать и в одиночку, но обычно им удается не наступать друг другу на ноги. Таким образом, евразийская экономическая конвергенция продолжается быстрыми темпами даже перед лицом разрушительных войн в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а также обычных подозреваемых, жалующихся на долговые ловушки, нерыночные торговые дисбалансы и другие проблемы, которые призваны препятствовать торговле, но часто имеют неприятные последствия.

Страны Центральной Азии, Кавказа и Китай признают, что для обеспечения рынков для своего экспорта (и импорта) они должны создавать и поддерживать открытые, хорошо функционирующие транзитные коридоры через Евразию. Это происходит потому, что Центральная Азия не имеет выхода к морю, а Китай уязвим для морской блокады. В этом смысле их интересы совпадают.

Факторы, способствующие экспорту Китая. Лидеры Центральной Азии поддерживают БРИКС и его постоянно расширяющееся членство, китайскую инициативу «Пояс и путь», американскую программу C5+1 (воскресшую из мертвых в прошлом году) и B5+1 (только что созданную), Евразийский экономический союз и многие другие подобные структуры, которые, по их мнению, способствуют развитию торговли. Кроме того, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Евразийский банк развития, Банк развития Китая и различные государства Ближнего Востока, среди прочих, в течение многих лет вливали деньги в Центральную Азию для развития инфраструктуры, в логистику и транспортные коридоры. Конечно, время от времени в игру вступают противоречивые цели, но это не останавливает стремления к евразийским связям и интеграции.

Само собой разумеется, что такие инициативы, как Транскаспийский международный транспортный маршрут, Международный транспортный коридор Север-Юг, железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан и железная дорога Узбекистан-Афганистан-Пакистан приветствуются, хотя последние две все еще требуют много работы. Что касается инвестиций, только Казахстан ожидает к 2029 году прямых иностранных инвестиций в размере не менее 150 миллиардов долларов, что приветствуется коммерческими предприятиями и подкрепляется миллиардами долларов, которые были потрачены на развитие инфраструктуры с 1990-х годов.

Торговля и деловая активность идут рука об руку. Например, в Узбекистане, по данным Интерфакса, Китай в 2023 году открыл 854 новых предприятия, что на 210% больше, чем в 2022 году. Российский, турецкий и южнокорейский бизнесы также очень активны, тогда как инвестиции ЕС и США в сектор МСП отстают. Готовность банковского сектора предоставлять кредиты также является фактором процветания торговли в регионе. Существование более десятков специальных экономических или экспортных зон переработки в Центральной Азии и на Кавказе также оказывает положительное влияние на торговлю. Например, «Казахские железные дороги» недавно заключили меморандум о взаимопонимании с китайской компанией Xi'an Free Trade Port Construction and Operation Co, LTD, чтобы облегчить приграничную торговлю. А в ноябре 2023 года официально открылась Синьцзянская пилотная зона свободной торговли (ЗСТ), первая в северо-западном приграничном регионе Китая; такие проекты способствуют росту потока товаров.

Аналогичным образом, после многих лет работы, несмотря на проблемы, трансграничная торговля выиграла от усилий по совершенствованию мер регулирования, цифровизации, гармонизации тарифов, пограничных процедур и оперативной совместимости. Правда, USAID сыграл заметную роль в этой сфере. Наконец, торговля Китая с Центральной Азией выигрывает от общего стремления институционализировать «всепогодный платежный механизм» – валютную систему, которая функционирует без вмешательства третьих сторон. Например, в 2022 году Казахстан и Китай подписали Меморандум о взаиморасчетах в юанях, сообщает газета «Астана Таймс». Другие инициативы находятся в разработке.

Умная дипломатия, продолжающийся процесс евразийской интеграции, необходимость надежных неморских транспортных маршрутов, сильный региональный экономический рост и спрос на китайские товары, продолжающиеся капиталовложения, необходимость избегать северных коридоров через Евразию и личное руководство президентов по всему региону – все это способствует поразительному росту экспорта Китая в Центральную Азию и на Кавказ. Поскольку эти факторы коренятся в национальных интересах вовлеченных государств, за исключением каких-либо массовых потрясений в мировой геоэкономике, можно ожидать, что эта тенденция сохранится и в обозримом будущем.

Хавьер М. ПЬЕДРА

27 МАРТА 2024 Г.