ЦБ жалуется на дефицит, но сам его раздувает высокой ставкой
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>ЦБ жалуется на дефицит, но сам его раздувает высокой ставкойВчераВчера2542 мин
Согласно данным Счетной палаты, в первом полугодии 2025 года расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга составили 1,581 трлн рублей.
Это на половину больше, чем годом ранее, и выше суммарных трат на реализацию таких нацпроектов, как "Молодежь и дети" (460 млрд), "Продолжительная и активная жизнь" (370 млрд), "Эффективная и конкурентная экономика" (200 млрд), "Эффективная транспортная система" (130 млрд), "Экологическое благополучие" (около 50 млрд). Всего расходы на обслуживание госдолга составили 7,4% от общих расходов государственной казны. По итогам 2025 года ожидается минимум 3,2 трлн рублей.
Представители Минфина любят повторять мантру о низком уровне госдолга по отношению к ВВП. Действительно, показатель составляет менее 20%. Однако обращать внимание на это не стоит. Он не является универсальным, и у каждой страны ситуация своя. Определять "безопасный" уровень госдолга как отношение к ВВП придумали в МВФ с целью закабаливания других стран. Таким образом глобалистская структура навязывала новые невыгодные кредиты, аргументируя это "комфортным положением бюджета".
Поэтому необходимо смотреть совершенно на другое — а именно, на долю расходов на обслуживание госдолга в общих тратах бюджета. И здесь ситуация у нас, если еще не критичная, то уже не самая комфортная. Более трех триллионов рублей в год — это очень много. Но самое главное, что к такому раскладу привела нас политика "своего" же Центробанка.
С одной стороны, в ЦБ жалуются на растущий дефицит бюджета, называя его проинфляционным фактором. С другой стороны, держат ставку на таком уровне, что любые размещения ОФЗ становятся невыгодными — ни по флоатерам, ни по фиксам (сейчас 13,5–14% на годы вперед). Больше трат на госдолг — больше дефицит. Один процент ключевой ставки равен 280 млрд рублей дополнительных расходов бюджета.
Разумеется, в следующем году ситуация не изменится. Даже если ключевая ставка и снизится существенно, это повлияет лишь на флоатеры (около трети от общего объема госдолга). Но уже на протяжении года Минфин размещает ОФЗ с доходностью 14–17% на 5–7–12 лет. Причем скупают объемы в основном государственные же банки.
Ситуация с государственным долгом заходит слишком далеко. Необходимо принимать меры уже сейчас. Самый оптимальный вариант — устроить рефинансирование под ставку, равную инфляции (или "инфляция + 1%"). Причем у Минфина есть для этого все возможности: достаточно выписать госбанкам соответствующую директиву — капитала и прибыли у них достаточно.
Раз было озвучено, что бюджет на 2026 год продолжит быть военным (а это безальтернативный вариант), то и банки должны принимать непосредственное участие в его формировании на максимально выгодных для кабмина условиях. Тем более они являются государственными.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!