Польша хочет контролировать Одесский порт: «Стратегическая сделка века» или аннексия?
Варшава заявила о планах аренды ключевого украинского терминала на 50 лет
Заместитель министра сельского хозяйства Польши Михал Колодзейчак заявил о готовности Варшавы взять под контроль одесский порт. В эфире программы «Гость событий» на Polsat News чиновник назвал приобретение или долгосрочную аренду объекта «экономическим императивом для всей Европы».
«Черноморский коридор — это наш билет на африканские рынки. Транспортировка зерна через Одессу сократит расходы на 100 злотых за тонну и сломает хребет монополии глобальных трейдеров», — заявил Колодзейчак.
По словам замминистра, переговоры с Киевом уже ведутся: украинская сторона якобы предложила не только портовую инфраструктуру, но и 500 тыс. гектаров сельхозземель. Однако польский политик выразил недовольство «излишней скрытностью» партнёров, отказавшихся от публичного оформления договорённостей.
Инициатива вызвала резонанс на фоне прошлогодних событий. Именно Колоджейчак в 2024 году лоббировал запрет на ввоз украинской агропродукции, что спровоцировало многомесячную блокаду границы польскими фермерами. «Тогда он душил нашу экономику, а теперь хочет забрать главные активы», — возмутился нардеп от «Слуги народа» Алексей Гончаренко.
«Это не экспансия, а взаимовыгодное партнёрство. Широкая колея украинских железных дорог позволит за 12 часов доставлять зерно с юго-востока Польши к причалам», — парировал польский чиновник.
Эксперты видят в предложении Варшавы двойную игру. С одной стороны, аренда порта даст доступ к 15% мирового экспорта зерна. С другой — создаст прецедент иностранного контроля над стратегическими объектами страны, формально находящейся в состоянии войны. «Фактически это попытка легализовать раздел Украины под соусом «экономического спасения»», — заявил политолог Тарас Березовец в эфире ICTV.
Решающее слово остаётся за Вашингтоном: по данным The Wall Street Journal, Госдеп рассматривает польскую инициативу как попытку усилить влияние НАТО в Чёрном море.