Частной железной дороги не будет. Правительство отказало в строительстве ветки для вывоза якутского угля

Некоторое время назад мы рассказывали о проекте, который предложила компания «А-Проперти» по строительству частной железной дороги Эльга — Чумикан, которая предполагает вывозя якутского угля.

На удивление, рассмотрение проекта шло недолго. Но одно было известно точно — железная дорога будет построена. Либо будет принят тот проект, который предлагает «А-Проперти», либо государство самостоятельно займется реализацией этого крупнейшего инфраструктурного проекта, но по несколько иному маршруту.

В результате был принят второй вариант. Но обо всем по порядку

Частной железной дороги не будет. Правительство отказало в строительстве ветки для вывоза якутского угля

Правительство не поддержало проект компании «А-Проперти» по строительству железной дороги Эльга — Чумикан.

Судя по всему, основным препятствием для согласия стало требование «А-Проперти» по обеспечению приоритетного вывоза порядка 30 млн тонн угля в год по БАМу и Транссибу. Подобное могло произойти исключительно за счет снижения угля, следующего до портов Тихого океана из Кузбасса, Хакассии, Новосибирской области.

Недолго думав, правительство решило построить железную дорогу за свой счет. Собственно говоря, в вышеуказанной публикации мы как раз писали, что государству целесообразно построить инфраструктуру самостоятельно. К счастью, именно это и произошло.

Обеспечение вывоза якутского угля произойдет за счет третьего этапа расширения БАМа и Транссиба. Он начнется в 2023 и завершится в 2027 году. На полную мощность заработает с 2028 года.

Общая стоимость проекта оценивается в 332,6 млрд рублей. Финансовая модель подразумевает разделение этой суммы на две составляющие.

1) 144,6 млрд рублей — собственная инвестиционная программа РЖД. Возврат средств будет осуществляться за счет инвестиционной надбавки в размере 692 рубля на тонну угля. Если считать от 30 млн тонн, то в год инвестиционная надбавка будет приносить 20,76 млрд рублей. Соответственно, деньги вернутся в течение 7 лет. Но это мы посчитали грубо без учета инфляции. Правда, наверняка эта самая инвестиционная надбавка будет индексироваться как раз на уровень инфляции.

2) 188 млрд рублей — средств ФНБ. Модель финансирования будет осуществляться по классической схеме. А, именно, за счет выкупа привилегированных акций РЖД, по которым госмонополия будет платить 2,98% дивидендов в год. Таким образом «тело» будет возвращено за 33 года. Ничего страшного здесь нет, деньги ФНБ должны работать именно так.

Всем критикам, которые будут кричать о том, что правительство выделяет деньги на проекты, которые, в лучшем случае, окупятся через пару десятком лет, хотелось бы заявить следующее.

С одной добытой тонны угля в Якутии в консолидированный бюджет России поступает 1500 рублей налогов. Следовательно, увеличение добычи с нынешних 7 млн тонн до 30 млн после ввода инфраструктуры в эксплуатацию позволит пополнить государственную казну 34,5 млрд рублей ежегодно. Соответственно, деньги вернутся государство в течение нескольких лет.

Частной железной дороги не будет. Правительство отказало в строительстве ветки для вывоза якутского угля

Теперь о минусах. Проект на 332,6 млрд рублей — минимум от возможного. В РЖД также лежит второй проект, стоимость примерно в 700 млрд рублей, который предполагает строительство электрифицированной инфраструктуры. Разумеется, это позволит обеспечить больший прирост провозных мощностей.

Все же, задачей третьего этапа расширения БАМа и Транссиба является не только вывоз угля с Эльгинского месторождения. Это ведь еще и Нерюнгринское, и Сугудинско-Огоджинское и, в конце концов, транзит контейнеров.

Поэтому здесь скупиться на средства необходимости нет.