Чем могут закончиться фантазии ЕС о нападении на танкеры с российской нефтью

Чем могут закончиться фантазии ЕС о нападении на танкеры с российской нефтью

Главы МИД стран Евросоюза обсудили возможность задерживать и инспектировать танкеры с российской нефтью в открытом море – якобы из-за новых схем обхода антироссийских санкций, связанных с энергетикой. Об этом сообщила представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас.

Какие тут шансы у ЕС, и чем ответит Россия? Ситуацию прокомментировал военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин.

— Виктор Николаевич, среди прочих предложений в ЕС обсуждали возможность задержания судов с российской нефтью по экологическим основаниям, из-за страховых претензий, и так далее. По закону кто-то имеет право задерживать и инспектировать танкеры в открытом море?

— Конечно, нет. В открытом море, в нейтральных водах никто не имеет права задерживать чужие суда. Каждое судно является территорией своего государства, поэтому нападение на судно считается нападением на страну.

— То есть задержание российского танкера в открытом море будет расценено нами как нападение?

— Как незаконные действия.

— Наши боевые корабли могут защитить танкер?

— Если они в это время будут рядом, то, безусловно, да. Но есть один нюанс: танкер с российской нефтью может идти не под российским, а под другим, удобным флагом, право следования под которым покупается у того или иного государства, чтобы не платить налоги и портовые сборы в полном объеме. Есть такие «удобные» государства — например, Лесото (государство-анклав в Южной Африке. – Авт.), которое вообще не берет деньги за свой флаг.

— А если танкер будет идти под российским флагом?

— Такие прецеденты уже были. Финны уже задерживали судно под российским флагом, обвинив его команду в том, что она порвала кабели между Финляндией и Эстонией (судно было зарегистрированное на островах Кука). Ну, задержали, подержали, а потом отпустили. Французы тоже пытались задержать танкер с нашей нефтью, шедший под флагом Бенина – с тем же успехом.

Мы можем ответить тем же. В крайнем случае мы тоже точно так же задерживать и инспектировать чьи-то гражданские, торговые и коммерческие суда.

— То есть тут ситуация не выходит за рамки закона?

— Нет. А все эти разговоры о задержании танкеров нужны, чтобы нас пугать, оказать на нас давление. Чтобы показать, какие они крутые. Но вся их крутизна – до первого удара в лоб.

— Могут ли наши боевые корабли сопровождать российские танкеры?

— Могут. Но где найти столько боевых кораблей, тем более таких которые могут идти в океанскую зону?

— Если российский танкер в открытом море задержат и рядом окажется наш боевой корабль, может дойти и до горячего?

— Да, вполне.

Владимир Кожемякин