Чем русский самолет хуже американского айфона?

Чем русский самолет хуже американского айфона?

К сожалению, в нашей стране есть еще достаточно тех, кто с пренебрежением относится к отечественной продукции и со скепсисом – к возможности адекватного импортозамещения. Новая статья главы «Ростеха» Сергея Чемезова, размещенная на сайте госкорпорации, адресована в первую очередь им. «Почему айфон с азиатской начинкой — американская гордость, а наш пассажирский самолет, который перевозит 30 млн пассажиров в год и устройство которого в сотни раз сложнее, с партнерскими комплектующими воспринимается как национальный позор?», — этот вопрос задает Чемезов в своей статье.

Действительно, мы до сих пор жили в мире глобализации и свободного рынка, в котором глобальная кооперация в промышленности была нормой. Это следует воспринимать как данность, которая уже произошла.

В том же айфоне, упомянутом Чемезовым, на долю головного офиса в Купертино приходится лишь дизайн, программное обеспечение, НИОКР и PR. Все же комплектующие выпускают в Китае и около, а собирают на фабриках китайского Foxconn. «Боинг» зависит от поставок комплектующих и материалов из более, чем 50 стран мира и, кстати, в мае был вынужден приостановить производство самолетов на 10 дней из-за отказа от поставок русского титана. Вообще, существуют целые отрасли, зависящие от глобальной кооперации целиком. Самый яркий пример — производство микроэлектроники. Сейчас ни одна страна не может локализовать производство процессоров по техпроцессу ниже 90 нанометров.

То, как русская экономика держит удар и проводит импортозамещение достойно не стыда, а чувства заслуженной гордости. Еще в марте 2020 года газета New York Times писала, что ранее введенные торговые ограничения ее только укрепили и сделали более стрессоустойчивой. События 2022 года это подтвердили, показав, что 8 лет, отведенные нам на подготовку к новой волне экономического цунами не были потрачены впустую.

Что касается отечественных самолетов, то курс на максимальное импоротозамещение в отрасли был взят в 2019 году. В 2020 состоялись первые полеты МС-21-310 с произведенным в Перми двигателем ПД-14. В 2021 выдано разрешение на серийное производство ПД -14. Налажено производство собственных композитных материалов, из которых будут изготавливаться крылья русских авиалайнеров. Уже в будущем году начнется выпуск самолетов Superjet New, которых планируется выпустить до 20 штук. Годом позже появится шесть самолетов МС-21-310. Уровень импортозамещения в каждом из них будет составлять 97 процентов. Способен на такое «Боинг»? Ответ очевиден.

Разумеется, импортозамещение – не самоцель, самоцелью должно быть всестороннее развитие. Разумеется, технологическая самоизоляция – путь в никуда, поскольку не позволяет получать технологии, которые мы можем локализовать и умно забрать себе. Удар со стороны Запада был ожидаем и мы оказались к нему готовы лучше, чем от нас этого ожидали. Удар мы выдержали неплохо, но теперь нужно восстанавливать утраченный доступ к отдельным товарам и технологиям.