«Черная акула», которая родила «Аллигатора». 40 назад взлетел самый инновационный вертолёт ВПК СССР. Почему он так и не стал серийным?

"Черная акула", которая родила "Аллигатора". 40 назад взлетел самый инновационный вертолёт ВПК СССР. Почему он так и не стал серийным?

Этот вертолёт настолько обогнал своё время, что только сейчас, уже в других машинах на его базе и с его НИОКР, раскрываются его истинные возможности. Этот вертолёт родился в настолько неудачную для отечественного ВПК эпоху, что вообще мог не появиться на свет ни в каком виде, или всплыть где-то в других странах. Всё это о Ка-50, знаменитой «Чёрной акуле», которая сама так и не смогла никого как следует искусать, зато дала армейской авиации не менее зубастых потомков. Её прямой наследник — Ка-52 «Аллигатор» ныне, по понятным причинам , упоминается прессе даже гораздо чаще, чем самый раскрученный и дорогой бренд ударных вертолётов, McDonnell Douglas AH-64 Apache. Кстати, «Апач»с «Черной акулой» почти что ровесники и разрабатывались с середины семидесятых годов. Но даже внешне, да простит меня читатель за оценочное суждение, различаются как небо и земля, не в пользу американского «изделия», названного в честь индейского племени, когда-то жившего на юге нынешних США. Ка-50, на мой вкус, был одним из самых стремительных и хищных по силуэту боевых вертолётов, которые знала история. На днях исполнилось сорок лет с того момента, как он впервые поднялся в небо!

"Черная акула", которая родила "Аллигатора". 40 назад взлетел самый инновационный вертолёт ВПК СССР. Почему он так и не стал серийным?

Пять лет понадобилось конструкторскому бюро имени Николая Камова, чтобы дать ответ на очередной вызов со стороны американского ВПК. Двигатели первого прототипа «Апача ещё не успели толком остыть после дебютного полета осенью 1975 года, когда на столе у нужных людей в советском ЦК лежала обстоятельная докладная записка из ПГУ КГБ СССР и подробное техническое описание новинки от Макдонелл-Дуглас. Введение в строй американского вертолета изрядно затянулось и «советский ответ», в виде прототипа В-80 (изделие «800»), на смену рабочей лошадке войны, «крокодилу» Ми-24, был готов раньше, чем американский «ударник» вышел на государственные испытания. И если «Апач» явно продолжал традицию своего предшественника, ударного вертолета «Кобра», то Ка-50 отличалась то Ми-24 чуть менее, чем полностью. Благодаря соосной схеме винтов он был быстрее и летал выше своего американского визави. Про маневренность и говорить не приходилось. «Акула» могла крутить в воздухе такие кульбиты, которые просто физически недоступны вертолетам с более традиционных расположением винтов и лопастей. Его конструктивный задел проявлялся в самых неожиданных деталях, будь то революционный прицельный комплекс «Шквал-В», с нашлемным целеуказанием, или уникальная система спасения экипажа, сконструированная в космическом НПП «Звезда». Инновации имелись в каждом узле вертолёта, и в итоге, стали его «ахиллесовой пятой». Схема с одним пилотом была интересной, и как показало время, жизнеспособной. Но на тот момент развитие цифровой и лазерной техники и БПЛА, которые должны были стать основными целеуказателями нового вертолёта, лишь с большой натяжкой отвечали огромным возможностям «Чёрной акулы».

"Черная акула", которая родила "Аллигатора". 40 назад взлетел самый инновационный вертолёт ВПК СССР. Почему он так и не стал серийным?

Развалился СССР, а резко обнищавшая Россия, со стремительно оборвавшимися кооперационными связями, физически не могла тянуть такой наукоёмкий проект. Вместо четырёх сотен «Чёрных акул» сделали всего девять. Вертолёт успел принять эпизодическое участие в контртеррористической операции в Чеченской республике, где совершил более полусотни боевых вылетов. Оценки от армейских летунов были самыми что ни на есть превосходными. Но как часто это бывает с машинами, на десятилетия обогнавшими своё время, он так и остался в виде опытной партии. Тем не менее, его уникальный хищный дизайн до сих пор продолжает вдохновлять разработчиков компьютерных игр и даже японских мультфильмов в стиле «анимэ».

"Черная акула", которая родила "Аллигатора". 40 назад взлетел самый инновационный вертолёт ВПК СССР. Почему он так и не стал серийным?

Об общей пользе проектирования и производства»Черной акулы» наглядно говорит тот факт, что его прямой наследник, Ка-52 проделал путь от разведывательной-ударного вертолёта поддержки, до основного ударника армейской авиации ВКС. И уже имеет репутацию одного из самых повоевавших современных вертолётов на планете. Причем в условиях противодействия, с которыми не доводилось даже близко сталкиваться ни одному из западных аналогов.

"Черная акула", которая родила "Аллигатора". 40 назад взлетел самый инновационный вертолёт ВПК СССР. Почему он так и не стал серийным?