«Четвёртая Республика»: Армения переходит под полное внешнее управление
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>«Четвёртая Республика»: Армения переходит под полное внешнее управление11 минут20 прочтений14 декабря
«Женский фактор» с армянским акцентом: выведут ли на передний план Анну Акопян?
В противоположность бодрым официальным реляциям, сегодняшние армяно-российские отношения пребывают в глубочайшем кризисе, порождённом смертельным вирусом «западной демократии», заявил в ходе недавнего Общественного форума «Россия – Армения» бывший руководитель Службы безопасности пищевых продуктов РА, международный эксперт по организации ветеринарного здравоохранения и биологической безопасности Григор Григорян. На примере Украины и некоторых других постсоветских стран хорошо видно, как этот вирус постепенно приводит к «инвалидности» и смерти государственного организма, и если Российская Федерация нашла в себе силы купировать инфекцию на своей территории, то «Армения, к сожалению, была инфицирована. Когда именно она была инфицирована, я затрудняюсь сказать, но я могу сказать, что с 2008 по 2018 год эта инфекция так прогрессировала, что к 2018 году уже поразила все жизненно важные органы и системы органов государства. Все, буквально. В 2018 году под фарсом под названием "бархатная революция" произошла передача власти. С 2008 по 2018 год с молчаливого согласия руководства страны [в Армении] взращивались всякие НПО, секты… Взращивание и рост, распространение таких вредоносных для государства субъектов невозможно без согласия государства. А между прочим, они размножились в диком количестве, и в 2018 году, когда власть под завесой "бархатной революции" была передана – не захвачена, а передана! – именно тем, кого вырастили с 2008 по 2018 год. Я хочу, чтобы ни у кого не было иллюзий: никакой революции в Армении не было».
Никол Пашинян сбрил бороду: "революционный" имидж более не нужен
Армения не является сегодня суверенной страной, ибо «практически все сферы двустороннего сотрудничества между Россией и Арменией находятся под пристальным контролем США и их союзников по НАТО – Великобритании в первую очередь и Евросоюза в лице Франции… когда мы говорим "двусторонние отношения", мы должны чётко понимать, что двустороннее сотрудничество с армянской стороны происходит ровно настолько, насколько им позволяют это США… Мы можем говорить очень красивые фразы, но на настоящий момент ситуация такова, что красивыми фразами больше не поможешь… никакого прогресса нет, а страна движется к коллапсу, она уже в коллапсе практически».
Будучи осенью 2018 года в Ереване, тогдашний советник бывшего и будущего президента США Дональда Трампа Джон Болтон настоятельно рекомендовал премьер-министру Николу Пашиняну и его команде «отказаться от исторических стереотипов». Это означало не только сдачу Нагорного Карабаха в максимально болезненной для национального самосознания форме, но также кардинальную ломку основных компонентов национальной идентичности, а также, разумеется, решительный пересмотр традиционного взгляда на многовековые связи армянского народа с Россией, без которых никакой армянской государственности не было бы и в помине. Все последующие годы прозападные методички исправно отрабатывались с опорой на сформированный в предшествующий период кадровый резерв, и надо полагать, и надо признать, что в последние месяцы в этом направлении достигнуты новые «успехи» и покорены очередные «высоты».
Ранее мы писали о бурной деятельности запрещённого в России американского Агентства по международному развитию (USAID), разрабатывающего альтернативную России «долгосрочную программу по обеспечению безопасности энергетического сектора Армении», призванную вытеснить «Росатом» с последующим превращением республики в полигон для обкатки западных технологий по созданию малых модульных АЭС. И вот специализированный офис USAID открыт не где-нибудь, а прямо в министерстве территориального управления и инфраструктур Армении (надо полагать, это не единственный пример такого рода).
Ещё одно направление деятельности американских партнёров – разработка «железнодорожной стратегии», на деле означающей выталкивание из Армении «Южно-Кавказской железной дороги», в логике «Совместного заявления по итогам заключительного заседания Стратегического диалога между Арменией и США», содержащего раздел «Поддержка экономической и энергетической устойчивости Армении». Среди прочего министр иностранных дел Арарат Арарат Мирзоян и его собеседники в лице заместителя государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Джеймса О’Брайена и межведомственной правительственной делегации «рассмотрели варианты экспортного лицензирования, для облегчения торговли высокотехнологичными товарами. Обсуждение также затронуло обеспечение продовольственной безопасности и энергетической независимости Армении, включая уже проводимую работу по определению коммерческих решений США в области ядерной энергетики и возобновляемых источников энергии. USAID намерено поддержать Армению в разработке транспортной стратегии для поддержки проекта Армении «Перекрёстка мира», поощряя и укрепляя региональную торговлю и взаимосвязанность посредством справедливого и прочного мира. Этот мир раскроет потенциал всего региона и принесет существенные выгоды всем людям в регионе». Примечательно, что в этом же разделе говорится о помощи вынужденным переселенцам из Нагорного Карабаха.
Кроме того, участники заседания «отметили важную роль поддержки США в имплементации инициатив Армении по преобразованию систем обороны и правоохранительной деятельности в Армении», а также «подвели итоги текущего сотрудничества в сфере правосудия, отметив значительный вклад США в усилия по реформированию судебной системы Армении. Соединенные Штаты намерены также продолжать поддерживать армянские институты, занимающиеся предотвращением и борьбой с коррупцией и транснациональной организованной преступностью, а также усилия, направленные на содействие беспристрастности, честности и независимости судебной системы». Разумеется, никуда не делась и поддержка «свободных и честных выборов», под которую с сентября по ноябрь 2024 года было выделено более 7 млн долларов. Так, почти 4 млн долларов получил некий «Консорциум по выборам и укреплению политических процессов» для реализации проектов в Армении, нацеленных на «усовершенствование проведения выборов, а также на укрепление потенциала участников политических процессов». Ещё 3 млн досталось «Институту менеджмента Восток – Запад», собирающегося «предотвращать нарушения прав человека, реагировать на них и совершенствовать правозащитную деятельность». Обе программы рассчитаны до конца октября 2029 года, что свидетельствует о достаточно долгом горизонте планирования. Меньшие суммы на более короткие сроки будут выделены на «расширение прав и возможностей армянской молодёжи», особенно из сельских общин и неблагополучных слоёв населения, которую обучат навыкам предпринимательства и социальных инноваций, а также на «повышение устойчивости» женских организаций.
Глава USAID Саманта Пауэр чувствует себя в Ереване вполне по-хозйски
В целом же фонд грантовых программ USAID в Армении возрос 120 млн до 250 млн долларов, и можно не сомневаться, что приход в Белый дом Дональда Трампа не повлияет на экспансионистский вектор внешней политики Америки, продвигаемый в Армении достаточно широким кругом агентов влияния на различных высоких должностях.
Среди них можно выделить секретаря Совбеза Армена Григоряна – ставленника ЦРУ, координирующего весь процесс так называемой «диверсификации сферы безопасности» (по факту – разрыв отношений с Россией в области обороны и безопасности, реформа и «чистка» спецслужб, создание марионеточных структур, например СВР Армении). Немаловажной частью такой «диверсификации» стало внедрение в Минобороны Армении французских и американских советников с широким доступом к секретной информации, в т.ч. в части касающейся объединённой с Россией системы ПВО и т.д. Именно этот персонаж продвигал (и продвигает поныне) в Армении биолаборатории Пентагона с их военно-биологическими программами, деятельность которых чревата вспышками опасных инфекций и другими непредсказуемыми последствиями для региона. По словам Григора Григоряна, «наиболее ранним и наиболее эффективным инструментом США для устрашения, дестабилизации и террора на территории Республики Армения является программа США по совместному биологическому взаимодействию, в рамках которой на территории Республики Армения были модернизированы и действуют около 15 медико-биологических объектов, в том числе лабораторных комплексов и отдельных лабораторий, которые вовлечены в программу США по "снижению биологических угроз" на территории Республики Армения… то, что нам известно на сегодняшний день, позволяет сделать заключение, что некоторые из этих объектов, минимум некоторые, располагают мощностями, позволяющими осуществлять медико-биологическую деятельность, запрещённую Конвенцией по биологическому и токсинному оружию, и позволяет осуществлять деятельность как в мирное, так и в военное время, и эта деятельность имеет как гражданскую, так и военную направленность… Армянский народ колонизирован, и это нужно говорить прямо». Посредством своих программ американцы «контролируют здоровье сельскохозяйственных растений, здоровье и иммунный фон поголовья сельскохозяйственных животных и птиц, здоровье и иммунный фон населения, в том числе членов правительства, парламента, военнослужащих, служащих силовых структур, граждан в пенитенциарных и уголовно-исправительных заведениях, госучреждениях и т.д… Иммунопрофилактика охватывает всё. Если что-то происходит не так – может вспыхнуть болезнь. Когда всё так – болезни нет… Безопасность потребляемых в стране пищевых продуктов, кормов, пищевой воды, работа уполномоченных органов в области здравоохранения и ветеринарного здравоохранения – это всё под тотальным контролем». Согласно имеющимся документам, эмиссары вышеупомянутой американской программы «в ультимативном тоне приказывают [армянским] чиновникам не сообщать о вспышке особо опасной инфекции и занять народ чем-нибудь, чтобы он не мешал осуществлению программы».
Еревану не позволяют участвовать в мероприятиях по биобезопасности в рамках ОДКБ, что в полной мере относится и к взаимодействию по линии спецслужб. Так, глава организованной под опекой британцев Службы внешней разведки Армении Кристине Григорян – креатура ЦРУ и МИ-6, оперативно установившая «деловые» отношения с СВР и СБУ Украины. По факту её контора нацелена внешними кураторами на активизацию работы по Ирану и России в интересах США и Великобритании.
Немало шума наделали недавние перестановки в силовых ведомствах Армении, информация о которых доводилась до адресатов и до интересующейся общественности, в полном соответствии с духом времени, посредством WhatsApp и запрещённого в России Facebook. Свежеиспечённый министр внутренних дел Арпине Саргсян, ранее работавшая заместителем министра, а до этого – заместителем министра юстиции, зарекомендовала себя там в качестве основного лоббиста и проводника реформы полиции под эгидой посольства США. Ещё одна ставленница Запада – 32-летняя министр юстиции Сбруи Галян, незамедлительно была вызванна за океан для участия в программе Госдепа для международных лидеров International Visitor Leadership Program (IVLP). Основная её задача на посту главы немаловажного в системе органов государственной власти Армении министерства – проведение «реформ» законодательства в соответствии с «западными стандартами» и гармонизация законодательства под стать европейскому. Аналогичный курс будет проводить и новоявленный омбудсмен Анаит Манасян, призванная продвигать западные стандарты в области защиты прав человека, «гендерного равенства» и всего такого прочего. Не упустил своего и ушлый Даниел Иоаннисян, глава НПО «Союз информированных граждан», ещё не так давно устраивавший заказные беспорядки перед российским посольством в Ереване. Ныне он координирует «конституционную реформу», предусматривающую отказ от исторического прошлого, от каких-либо упоминаний о Нагорном Карабахе, ревизию положения декларации о независимости, нивелирование общественной роли Армянской Апостольской Церкви, внедрение свободы вероисповедания (на деле продвижение сектантства), вывод 102-й российской базы, обозначение европейского внешнеполитического вектора. Вероятное принятие нового Основного закона частью общества связывается с более широким контекстом кардинального изменения политической идентичности «Третьей Республики» с последующим учреждением «Четвёртой», тесно связанной с Западом и при этом полностью интегрированной в региональные проекты Турции и Азербайджана.
Анна Акопян претендует на ведущие роли
И, наконец, «вишенка на торте» – предполагается, что основным драйвером евроинтеграции и дальнейшего сближения с Западом станет жена Н. Пашиняна – небезызвестная Анна Акопян, со свойственным ей напором проталкивающая идею реформы правительства с созданием специального поста вице-премьера по евроинтеграции. Надо полагать, оную немаловажную позицию намеревается занять сама новоявленная модель с целью обретения уже официального статуса для доверительных контактов с западным истеблишментом. Думается, медийная раскрутка «первой леди», сопровождаемая активным сбором денег, направлена отнюдь не только на превращение этой раскрепощённой дамы в «Мехрибан Алиеву армянского разлива». Западные кураторы интеграции Армении в «тюркский мир» под пропагандистским прикрытием «Перекрёстка мира» видят активизацию «женского фактора» в качестве, как минимум, одного из запасных вариантов на среднесрочную перспективу. А может быть – и в качестве одного из основных сценариев.
Тигран Баграмян