Четыре страны бывшего СССР, которые загубили свое автомобилестроение
В СССР было все. Если быть точнее – страна производила все необходимое для жизни сама. Конечно, многое покупалось за рубежом, но в Советском Союзе понимали, если последуют санкции, то страна должна суметь произвести все сама. И ведь производила!
Такое отношение существовало во всех группах товаров. В том числе и в автомобилестроении.
Давайте вспомним, какие автомобили закупал СССР за рубежом. В основном это была тяжелая техника – грузовики, автобусы, автокраны. Но тот же самый ассортимент производился и на советских предприятиях. Это была своего рода страховка, если вдруг поставки прекратятся.
Но всю основную линейку автозаводы СССР выпускали. И после развала страны сразу в нескольких республиках остались свои автопредприятия.
В первую очередь это Россия. Не обошлось и без потерь – сгинули в пучине рынка заводы АЗЛК и ЗиЛ, но большинство предприятий отрасли все же удалось сохранить и даже расширить производство.
МАЗ — гордость белорусского автомобилестроения (фото из открытых источников)МАЗ — гордость белорусского автомобилестроения (фото из открытых источников)
В Белоруссии сохранили оба своих автогиганта – и БелАЗ, и МАЗ, и даже Минский завод автомобильных тягачей, который выпускает довольно специфичную технику – тягачи для мобильных ядерных пусковых комплексов. Техника продолжает выпускаться и успешно продается.
Но остальные советские республики, в которых существовали автозаводы, свое автопроизводство свернули, но если быть точнее – они его загубили.
Прекрасное было маршрутное такси на базе РАФа (фото из открытых источников)Прекрасное было маршрутное такси на базе РАФа (фото из открытых источников)
Хотя перспективы у предприятий были. Взять к примеру латвийскую Рижскую автомобильную фабрику (РАФ), которая выпускала мега-популярные и крайне необходимы микровтобусы. В начале 90-х годов таких машин требовалось очень много и она была крайне востребована. Но в Латвии посчитали завод «наследием оккупации» и разрушили производство и затем цеха сравняли с землей.
Заводу ГАЗ, что в Нижнем Новгороде, не оставалось ничего кроме как занять нишу РАФа и разработать «ГАЗель», которая захватила рынок на всем постсоветском пространстве. Сейчас идут разговоры о строительстве автосборочного предприятия в Грузии.
В Грузии хотят собирать ГАЗели семейства Некст (фото из открытых источников)В Грузии хотят собирать ГАЗели семейства Некст (фото из открытых источников)
Если бы в Латвии правильно сориентировались, то сегодня РАФ был бы самым успешным предприятием Латвии, но с его разрушением пало и другое автопредприятие – в Армении, ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод), где на базе РАФов выпускали автофургоны малой грузоподъемности. Они бы также могли стать востребованными на всем постсоветском пространстве. Но когда рушится головное предприятие, то следом за ним на дно идет и дочернее.
С соседней с Арменией Грузии в советские годы существовало свое автопроизводство – в Кутаиси производили грузовики «Колхида». Это были не самые популярные инее самые надежные машины в СССР, но свое применение в народном хозяйстве находили и они. Впрочем, сегодня это не важно – сегодня от завода в Кутаиси ничего не осталось. На протяжении нескольких лет существовали авторемонтные мастерские, но сегодня не осталось и их.
Хороший был автобус (фото их открытых источников)Хороший был автобус (фото их открытых источников)
Самые же тяжелые автомобильные потери понесла Украина. У республики не было никакого желания сохранить свою автомобильную промышленность. Затем ей нужны были «Запорожцы», «Таврии», автобусы «Львов», грузовики КрАЗ и внедорожники ЛуАЗ, когда Украине Запад сказал, что подарит самую лучшую автомобильную технику.
Все заводы благополучно уничтожили. Теплится еще жизнь в Кременчуге, где продолжают выпускать несколько тяжелых грузовиков и все – это все что осталось от некогда процветающей отрасли украинской экономики.
Как показала история – промышленность удается сохранить там, где это хотят сделать. В Грузии, Армении Латвии и Украине такого желания не было. Даже если оно появится сейчас, то из этого ничего не выйдет – нет материально-технической базы, а самое главное – нет трудовых кадров, нет тех, кто мог бы делать автомобили. В России и Белоруссии это смогли сделать, почему?
А вы как думаете – почему в четырех республиках бывшего Советского Союза не удалось сохранить автомобильную промышленность?
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать и готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.