Что ждет Ближний Восток. Взгляд из Израиля

Что ждет Ближний Восток. Взгляд из Израиля

В начале этой недели я разговаривал с одним уважаемым американским журналистом, который спросил, как повлияет на Израиль вывод войск США, падение правительства Афганистана и приход к власти талибов. Он не первый, кто спрашивает об этом, хотя Афганистан находится очень далеко от Израиля и никогда не был его врагом на поле боя. Некоторые расширяют вопрос и связывают поспешный вывод войск из Афганистана с решением прекратить боевые действия в Ираке и оставить там только те американские войска, которые будут обучать иракскую армию.

Первым, кто указал на этот предполагаемый процесс, был президент Обама, который заговорил о повороте на Восток, другими словами, о переносе усилий США с Ближнего Востока в восточную Азию, намекая на Китай. Президент Трамп последовал его примеру и решил вывести все американские войска из Сирии и Ирака (хотя это не было полностью реализовано). Президент Байден продолжил этот процесс и довел его до трудного конца в Афганистане, сделав еще один шаг к полному выводу войск из Ирака. Другими словами, этот шаг – не личная идиосинкразия, а скорее неизбежный исторический процесс, отражающий глубоко укоренившиеся американские настроения. Огромные американские инвестиции в войны на Ближнем Востоке, потраченные триллионы долларов, десятки тысяч убитых и раненых не привели к желаемому для США результату.

Вопрос не ограничивается Израилем. Вопрос в том, как решение США сократить свое военное участие на Ближнем Востоке и быстрый захват Афганистана талибами повлияют на международный и региональный порядок, в рамках которого действует Израиль. Таким образом, необходимо рассмотреть три сферы: глобальную, ближневосточную и израильскую.

С глобальной точки зрения, провал американского государственного строительства в Афганистане, ответственность за которое Америка взяла на себя в 2000 году, является очень громким, особенно учитывая молниеносную скорость краха военно-политической системы Афганистана, которую пытались построить США.

Повлияет ли этот провал на международное положение Америки, в первую очередь на конкуренцию между США и Китаем? Скорее всего, он повлияет на положение США очень незначительно. Соперничество США с Китаем не связано с каким-то одним событием. Китаем движет убеждение и оценка настоящего периода как времени упадка США; он считает, что демократическая система исчерпала себя, и Китай появился на мировой арене, чтобы изменить мир, а не интегрироваться в него, и уж точно не интегрироваться по правилам, установленным Западом.

Совсем не факт, что Китай заинтересован в превращении Афганистана в террористическое государство, но ситуация в Афганистане не является важным событием, которое будет диктовать действия Китая.

Европа также не изменит своей осторожной позиции в отношении борьбы между Китаем и США из-за успеха или неудачи Америки в Афганистане или Ираке. Европа будет продолжать говорить о защите прав человека в Китае и одновременно расширять свою торговлю с Китаем. Европейцы, конечно, будут рады, если США удастся изолировать «Талибан», и они даже были готовы оказать некоторую помощь на различных этапах войны против «Талибана» и «Аль-Каиды» (обе организации запрещены в России), но большинство европейцев считают, что торговля предпочтительнее войны, а когда крупнейшим торговым партнером является Китай, против него нельзя воевать, даже если для этого есть очевидные моральные причины.

Настоящий урок, который мир извлек из провала США, касается всего Ближнего Востока. Этот провал показывает всему миру, что историю нельзя повторить, и что то, что удалось после Второй мировой войны в Германии и Японии, не обязательно сработает на Ближнем Востоке. США не удалось изменить местную культуру в Ираке, и уж точно не удалось сделать это в Афганистане. Очевидно, что Ближний Восток и различные мусульманские страны, составляющие этот регион, не созрели для подобных перемен.

Поэтому должно быть совершенно ясно, что Ближний Восток, расположенный между Атлантическим океаном и границами Индии, не изменится кардинально в ближайшее время, так же как он не изменился ни после соглашений в Осло, ни после «арабской весны». Этот регион обречен оставаться сложным, жестоким, насильственным, репрессивным и культурно исламистским. Двойной провал США еще раз демонстрирует это. Здоровая подозрительность должна сопровождать каждое заявление или оценку перемен как якобы к лучшему, потому что осуществить такие перемены в регионе трудно или даже невозможно. Мир должен признать это и относиться к региональным процессам соответствующим образом.

В то же время необходимо учитывать, что после частичного или полного ухода США не останется пустоты. В реальном мире не бывает вакуума, и препятствие для участия других держав, которое США создавали самим своим присутствием, будет устранено. Это позволит Китаю и России расширить свое влияние в этом регионе. Будут экономические проявления данного влияния. Обе страны примут участие в восстановлении Сирии, а также Ирака и Ливана, а возможно, и Афганистана (в основном Китай), и они будут расширять свое влияние, строя в регионе военные базы и продавая оружие. Китайский интерес, помимо конкуренции с США, обусловлен энергетическими потребностями Китая. Российский интерес носит геостратегический характер. Россия рассматривает Ближний Восток как соседний регион, из которого проблемы могут перекинуться на бывшие советские страны и даже на саму Россию.

Наконец, Китай и Россия будут рады заявить о своем присутствии и расширить свое влияние, пусть даже символически, в любом месте, откуда уходят США – если не по какой-либо другой причине, то просто для того, чтобы сигнализировать об изменениях в свою пользу. Их более заметное присутствие в регионе, вероятно, приведет к изменению поведения стран Ближнего Востока, поскольку игнорировать интересы России и Китая будет невозможно. Мир выглядит по-другому, когда рядом находится китайская или российская военная база, а не американская.

Что касается самого Ближнего Востока, то страны региона должны признать, что политические условия и условия безопасности вокруг них меняются, а зонтик США становится все слабее (потому что Америка решила сложить зонтик, к лучшему это или худшему). Для Ирана и Турции, двух стран с имперским прошлым, которые мечтают вернуть былую славу и расширить свое влияние, это возможность, которую они не упустят, и поэтому они, вероятно, станут более агрессивными.

Для стран, стремящихся сохранить статус-кво и обеспокоенных шиитской осью (шиитская ось – Иран и страны, где его влияние доминирует или является очень мощным – Ирак, Сирия, Ливан, Йемен. – Прим.), а также возрождением Османской империи, движимой идеологией, подобной «Братьям-мусульманам», сейчас самое время действовать коллективно, чтобы защитить себя.

Это арабские страны, некоторые из них богаты, некоторые густонаселены, а некоторые имеют серьезные экономические и социальные проблемы. В них существуют диктатуры, осуществляющие жесткий контроль над населением и подавляющие оппозицию. В то же время им угрожают экстремистские исламистские организации, как внутри страны, так и за ее пределами. Каждому из них по отдельности будет очень трудно противостоять турецкому или иранскому давлению, а также внутренним врагам, использующим различные формы активности.

Однако если они будут действовать сообща, оказывая помощь друг другу в экономических, разведывательных и военных вопросах, они смогут противостоять двум неарабским странам, которые стремятся контролировать арабский мир. Каждая из этих стран останется с трудными внутренними проблемами, но им будет легче справиться с ними, если внешняя угроза будет ослаблена и они получат поддержку арабских сестер извне.

Совершенно неясно, готов ли арабский мир к таким переменам. Возможно, старое соперничество между арабскими странами и внутри них не позволит им сотрудничать, что кажется столь важным всем, кто изучает их внешние проблемы. Если это окажется так, Ирану и Турции будет легче угрожать странам Ближнего Востока. В то же время радикальные исламистские движения будут воодушевлены успехом «Талибана» и активизируют свои усилия в этих арабских государствах. Появится ли «Аль-Каида», ИГИЛ (запрещены в РФ, как и «Талибан») или новая организация с похожей идеологией, пока неясно.

С точки зрения Израиля, ослабление вовлеченности США в дела Ближнего Востока представляет собой проблему главным образом потому, что на Израиль будет возложено бремя борьбы со странами, угрожающими Израилю и всему региону.

В то же время это дает Израилю реальные возможности. В конце концов Израиль меньше пострадает от вывода войск США, чем арабские страны. Израиль никогда не строил свою обороноспособность на активном американском партнерстве на поле боя. Израиль ожидал от США только средств для победы – через помощь в приобретении американского оружия, через дипломатическую поддержку, которая позволяет Израилю применять силу на поле боя, и через сдерживание сил, которые наносят вред или угрожают Израилю. В этих областях США не отступили от своих обязательств перед Израилем, и поэтому условия ведения будущих военных действий с точки зрения Израиля принципиально не изменились.

Тем не менее верно то, что Израиль теперь в большей степени один несет повседневное бремя борьбы с агрессивными силами в регионе. Израилю придется учитывать это дополнительное бремя при наращивании своих военных сил. Израиль должен попытаться убедить США оказать помощь в этих дополнительных усилиях. Но ни при каких обстоятельствах Израиль не должен призывать США вернуть своих солдат в регион.

Это не дело Израиля, как США расставляют свои приоритеты и где они готовы (или не готовы) жертвовать жизнями своих мужчин и женщин. Израиль может продолжить укреплять свою военную мощь и для этого получать как можно больше помощи от США, чтобы не нуждаться в американской помощи на поле боя. Израиль подчеркнет, что он будет защищать себя сам. Израиль готов заплатить за эту способность и будет рад получить помощь США в облегчении бремени реализации этой способности.

В действительности региональные позиции Израиля могут укрепиться в двух областях.

Возможно, страны Ближнего Востока придут к пониманию того, что открытые отношения с Израилем жизненно важны для их способности защитить себя. В отличие от Ирана и Турции, Израиль не имеет никаких притязаний или стремлений контролировать арабские страны или влиять на них, кроме желания предотвратить угрозы, исходящие от них в его отношении. Таким образом, арабские страны могут значительно выиграть от открытых отношений с Израилем, поскольку Израиль может предоставить знания и технологии в таких важных для этих стран областях, как водоснабжение, сельское хозяйство, образование и здравоохранение. Израиль может помочь им защитить себя путем сотрудничества в области разведки, а также открытой и скрытой помощи в сфере безопасности.

Израиль не заменит США, но вместе с Израилем эти страны смогут выстроить региональную схему, которая облегчит им противостояние различным угрозам. Если он правильно отреагирует на решение США, арабский мир сможет повзрослеть и научиться решать свои проблемы самостоятельно – вместе с Израилем.

Тогда, с точки зрения США, важность Израиля для обеспечения американских интересов в регионе (и также важность Израиля как компонента национальной безопасности США) возрастет. Если США правильно оценят ситуацию и не позволят крайне левым окраинам Демократической партии изменить профессиональное мышление американских дипломатов, они поймут, что Израиль – единственная страна в регионе, на которую США могут рассчитывать.

Израиль – единственная страна, где у США есть серьезный партнер и безопасная зона передового развертывания; единственная страна, в отношении которой США могут быть уверены в устойчивости режима и дружбе.

Решение последних американских президентов сократить инвестиции на Ближнем Востоке (в основном направив энергию и финансовые средства в Восточную Азию), несомненно, имеет историческое значение для всего Ближнего Востока. Сдвиг США не гарантирует успех США в гонке против Китая, но он, безусловно, подрывает ощущение стран ближневосточного региона, что есть на кого положиться в случае кризиса, особенно в отношении Ирана и Турции.

Тем не менее, если они будут действовать сообща, арабские страны должны быть в состоянии защитить себя от иранской и турецкой агрессии. Добавление Израиля к этому начинанию значительно облегчит противостояние с региональными державами, которые не являются арабскими, но стремятся управлять арабским миром. Израиль может продолжать укреплять свою способность защищать себя самостоятельно при помощи США. Израиль останется союзником США, на которого больше всего можно положиться перед лицом угроз и перемен, омывающих регион.

Яков Амидрор, генерал-майор АОИ, старший научный сотрудник Иерусалимского института стратегии и безопасности