Что лучше MRAP или простой БТР
На кадрах приходящих из Украины, часто мелькает техника класса MRAP (mine resistant ambush protected)колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой. Они используются с обеих сторон. Правда со стороны ВСУ их применяется больше.
Фактически MRAP появились еще в 70-х годах в ЮАР. В граничащих с ЮАР странах шли боевые действия. Они проходили в основном в виде партизанских действий. Основные бои не отходили от населенных пунктов и важнейших дорог. Несмотря на сухой климат и твердое покрытие, местность не позволяло проводить операции в джунглях или саванне.
Войска двигались в основном по дорогам. С этим связаны и вид боевых действий. Партизаны на коммуникациях устанавливали множество мин. На этих минах подрывалась техника патрульных подразделений. Это приводило к большим потерям среди личного состава. Армия Родезии выяснила, что не все подрывы мин опасны солдатам в бронемашинах, если создать машину с противоминной защитой.
машина ЮАР MRAP Hyena
Можно считать первой машиной этого класса переделанный Ленд Ровер. Эта машина получила название Hyena. Основное ее преимущество, это стойкость к подрывам машины под ее днищем. Экипаж после подрыва мины под колесом или днищем нес минимальные потери.
Боевые действия Армии обороны Израиля и США на Ближнем Востоке так же привели их к мысли, что для патрулирования дорог и территорий нужны совершенно иные машины. Тяжелые БТР или БМП для этих задач не совсем годятся. Если личный состав находится внутри машины, то при подрыве мины под колесом или гусеницей, солдаты могут погибать от травм полученных при детонации боеприпаса, но не осколков.
Для этого были разработаны новый вид машин со специальным подвесом кресел и более защищенным днищем от взрыва боеприпасов. Стенки таких машин имеют в основном защиту от пуль до 7,62х54 и осколков боеприпасов минометов до 82 мм.
БМП М2 Бредли с поврежденной ходовой частью
Для государства потерять в операции по патрулированию БМП М2 Бредли будет существенной потерей. Все же такое БМП очень дорогая боевая единица. Другое дело утрата более дешевого колесного бронеавтомобиля типа MRAP. Такая машина в разы дешевле БМП и ее после подрыва проще ремонтировать.
MRAP Kirpi турецкой армии где то в курдистане
Советская армия с минной войной столкнулась в Афганистане. Мы теряли сотни единиц техники от мин установленных на дорогах. БТР и БМП не защищали экипаж и десант от подрыва под днищем машины. Ответом стало, то что личный состав стал передвигаться на броне. Отголоски этого можно видеть и на Украине. Обе воюющие стороны на технике советского производства БМП и БТР передвигаются верхом на броне.
Советский БТР 60 после подрыва на мине
Правда у восьми колесного советского БТРа было преимущество перед БМП. Если мина была не большой мощности, то отрывало колесо и экипаж мог уйти своим ходом на БТР с линии огня.
БТР 82А после подрыва мощного фугаса
Если первые советские БТР и БМП не выдерживали подрыва мин под своими колесами, то современные экземпляры уже этой проблемы немного лишены. На более поздних модификациях техники происходит усиление днища и они создаются с учетом технологий MRAP.
Так в чем сильные или слабые стороны MRAP перед классическими БТР или БМП?
К сильным сторонам можно отнести: Более высокую стойкость MRAP к подрывам на минах, специальные сиденья для экипажей, которые снижают воздействие взрыва на экипаж, более дешевую конструкцию, многие экземпляры делаются на базе серийных автомобилей. К примеру украинский MRAP "Козак 2" стоит 250-300 тысяч долларов, а БТР 4е "Буцефал" — 1,28 миллиона долларов на экспорт. Как говорится, почувствуй разницу. Высокая скорость передвижения. Низкие затраты на эксплуатацию.
американский MaxxPro на выставке
Правда у MRAP есть существенные недостатки. К ним можно отнести, слабое бронирование корпуса, относительно слабое вооружение. Порой оно ограничено только стрелковым оружием экипажа. Вес MRAP не маленький. Бывают экземпляры тяжелее армейских БТР. Слабая проходимость относительно БТР и БМП. Данный вид техники не имеет возможности самостоятельно преодолевать глубокие водные преграды. Ряд экземпляров имеют большие габариты, как мишень они более уязвимы. Некоторые модели склонны к падению набок, очень высокий центр тяжести.
Делая вывод, можно сказать, что MRAP на Украине стали этаким эрзац оружием. Они вынуждены заменить более тяжелые виды техники из-за больших потерь и более дорогих расходов на эксплуатацию. Однако их преимущества становятся и недостатками. По своим характеристикам большая часть этих машин, не может передвигаться в тяжелых дорожных условиях. Что приводит к их потерям. Правда MRAP снижает потери в личном составе от воздействия установленных мин на дорогах.
В общем нужна грамотная эксплуатация техники в тех условиях и для тех задач, для которых она создавалась.