Что не делают, не идут дела. Индийцы сами решили обновить Су-30, но им бы со своей техникой разобраться. «Арджун», «Теджас» и другие провалы
Вот в таком виде собственный индийский танк кажется очень даже симпатичным и уместным. Но от мест боёв ему лучше держаться подальше. Фото Индиан Фронтьир.
Сложно индийцам даётся тяжелая и конструктивно развитая техника. Всякая их задумка по переходу на отечественный разработки проходит с неимоверными трудностями, осложнёнными ещё и поголовной коррупционной составляющей. Вроде всё похоже получается на настоящие боевые машины, но стоит им попасть в реальные боевые условия, и тут начинается. Два классических примера, это штурмовая универсальная винтовка INSAS и основной боевой танк Arjun.
В Каргильской войне у винтовки INSAS очень большое количество отказов. Их крайне быстро перевели во второй эшелон, а потом все 1млн единиц было решено передать на склады на хранение. Фото АНИ
Попытка разработать собственную штурмовую винтовку, как некий гибрид советского Автомата Калашникова, израильского Галила и британской L1A1 SLR была одним из приоритетных моментов программы «Делай в Индии», касавшихся военного оборудования. Перевооружить свои вооруженные силы с бельгийских на собственные изделия считалось вопросом национального значения и тут индийцев можно понять. Калашниковы, также водившиеся у индийцев в изрядных количествах, аналогично планировалось рано или поздно заменить отечественной разработкой. Ещё в середине 80-х годов прошлого века на государственном арсенале Indian State Ordnance Factory Board был собран первый экземпляр, дошедший до армии лишь спустя 17 лет. Свой особый нрав первая индийская винтовка явила сразу в ходе своего боевого дебюта. В Каргильской войне весной-летом 1999 года она прославилась тем, что солдаты едва не подняли бунт из-за многочисленных отказов оружия. Сделанный на основе механизма АК индийский INSAS, по неприхотливости и приспособленности к различным боевым условиям, своему меганадёжному предку явно не соответствовал. Вот в чем он его значительно превзошел, это в количестве осечек. Полигонные стрельбы при «разборе полётов» провала индийской штурмовой винтовке в войне показали, что обычный ижевский АК почти в 30 раз надежнее «индийца» в этом компоненте. INSAS по мере возможностей многократно пытались модернизировать, но в итоге от греха подальше сдали на склады и отписали отрядам самообороны.
«Арджун» выглядит так, словно конструкторам очень хотелось получить гибрид «Леопарда-2″А4 и британского «Челленджера» (из-за нарезного орудия) но в итоге вышел «франкенштейн», собранный , в основном, из иностранных или лицензионных блоков. Фото агентства АНИ
Примерно такая же история случилась с основным боевым танком «Арджун». Эти машины, конструкции государственного бюро оборонных предприятий DRDO, были попыткой идти по пути западной концепции танкостроения, на фоне обилия в армии Т-72 и Т-90, составлявших основу индийского парка. Начали проектировать этот злосчастный «Арджун» тогда же, когда на Уралвагонзаводе вышел первый Т-72″Урал», или «объект 172». И вот теперь Т-72 хоть и боевой, но уже достаточно старый и заслуженный танк. А «Арджун» все ещё ходит в перспективных, ни разу не приняв боя, хотя индийская армия не так, чтобы совсем не воюющая. Зато на полигоне, правда исключительно по заявлениям местных разработчиков и военных, он российские танки делает, что называется, по всем параметрам. Но когда в Кашмире или высокогорном Ладакхе начинается очередное обострение, трейлеры везут к местам потенциальных боёв именно танки советскойроссийской разработки. За больше чем полвека, история с собственно индийским танком выродилась в бесконечный сериал, который продолжается и про сей день.
Даже по дизайну этого «чуда» индийской техники заметно, что проект истребителя «Теджас» прилетел к нам откуда-то из 70-х годов прошлого века. Фото IAF
С многоцелевым самолётам Теджас, который с конца 80-х годов прошлого века изначально конструировался как лёгкий истребитель, примерно такая же история. Они опорой ВВС Индии так и не стали. Вроде бы получен опцион на 86 единиц, и сам Нарендра Моди участвует в промо машины, и дажк художествекнный фильм снят о ней в Болливуде, но она по-прежнему остается на редкость сырой. Февральские авиационные учения 2024 года прошли для самолёта очень не гладко. Теперь системные проблемы у «Теджаса» обнаружились в возможностях оружия класса «воздух-поверхность». Плохо они отработали французскими ракетами AASM-Hammer, хотя у «Рафалей» никаких похожих проблем не было. А свои ракеты у индийцев также ходят в разряде вечно перспективных.
Возможно поэтому Индия приняла срочное решение о модернизации парка российских истребителей С-30МКИ, которые они с недавних пор тоже считают своими. В индийской модели действительно было немало блоков и особенно бортовой электроники из Израиля и даже Франции. Но теперь они попытаются заменить всё электронной начинкой собственной разработки. Не знаю, как это согласуется с пунктами контракта с Рособоронэкспортом, но думаю, что какие-то решения есть. А вот есть ли перспектива у этой затеи, стоимостью в 8,5 млрд долларов -большой вопрос. Я бы скорее поставил на то, что помыкавшись немного, индийцы вновь обратятся к россиянам. Уважаю их стремление делать всё самостоятельно, но получается пока не очень. А вот совместные проекты с Россией, за редким исключением, приводят к созданию очень успешных видов вооружений, таких, как ракета «Брамос» и многое другое.