Что происходит с немецкой военной техникой? Из-за низкой боеспособности остановлено производство «лучших в мире» германских БМП «Пума»
Всем хороша новая немецкая боевая машина пехоты «Пума». Мощный боевой модуль с 30 мм пушкой, композитная броня, защищающая от огня крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек, ПТУР «Спайк», тsсячесильный двигатель MTU. Но воевать она всё равно не хочет. Фото архив Бундесвер.
Всё-таки как не перевоспитывали в послевоенные годы немцев, но нет-нет да мелькает в них ностальгия по коротким, но ярким имперским временам Германии. То прототип танка новейшего «Пантерой» назовут, то основной танк «Леопардом». Была в Вермахте и такая экспериментальная машина, один из неудачливых конкурентов «Пантеры», от которого отказались в самый последний момент. Вот и самая последняя из немецких боевых машин пехоты, образца 2010 года, получила имя «Пума». Такое же неофициальное прозвище носил немецкий бронетранспортёр Sd.Kfz. 234, широко применявшийся в Вермахте в конце Второй Мировой войны. Хорошая, говорят, была машина. Многие исследователи называют её праматерью современных БТР и колёсных танков.
Новую «Пуму» приняли на вооружение ровно через семьдесят лет после окончания войны, в 2015 году. Основным её разработчиком стала фирма Krauss-Maffei Wegmann GmbH & Co, та самая, что производит весьма популярные в мире танки «Леопард-2» и не менее знаменитую гаубицу Panzerhaubitze 2000. Как и любое немецкое оружие, их БМП моментально оказалась в различных топах армейской техники, и сразу попала под пристальное внимание журналистов военной тематики и просто любителей. Многие свойства этого тяжелого агрегата (32 тонны) довольно скоро стали считаться эталонными в области боевых машин пехоты этого класса. Её называли самой защищенной моделью БМП в мире, с превосходными противоминными возможностями. Как и у любой армейской продукции с шильдиком «Hergestellt in Deutschland» (Сделано в Германии), ей моментально стали приписывать свойства, какие мы находили в добротном немецком автопроме. Там, говорят, сейчас тоже не всё так гладко, но тем не менее. Надежность, безотказность, долговечность и комфорт, ну насколько он вообще возможен в военной технике.
Всего Бундесвер заказал 650 таких машин из которых произведено уже больше половины. Кадая машина стоит свыше 17 млн евро, то есть вдвое дороже практически любого современного танка. Фото Krauss-Maffei Wegmann GmbH & Co
Сейчас собирается вторая партия БМП «Пума» из 650 машин, заказанных Бундесвером. Точнее сказать — собиралась. Совсем недавно производство и дальнейшие закупки этих очень дорогих БМП были остановлены, «из-за технических проблем». На днях популярный немецкий журнал Der Spiegel объяснил причины такого резкого поворота в политике немецкого оборонного ведомства. Приведём ключевую цитату этого очень любопытного материала:
«Причины изложены в послании командующего 10-ой бронетанковой дивизии Бундесвера. Из него следует, что из восемнадцати тяжелых машин пехоты «Пума», приданных к силам быстрого реагирования НАТО, нерабочими оказались… все восемнадцать. Первичная техническая комиссия сообщает что нет общей картины причин поломок «Пумы». Проблемы имелись фактических во всех системах, от шасси и трансмиссии, до цифровых и электронных модулей».
Красивые селфи на фоне «Пумы» не помешали Кристине Ламбрех подписать распоряжение об остановке её производства. Фото Бундесархив
В общем, навороченные «Пумы» в немецких подразделениях сил быстрого реагирования НАТО срочно пришлось менять на «Marder», разработки начала 60-х годов, а министр обороны, фрау Кристин Ламбрехт, вновь предстала пред грозны очи товарищей по коалиции в Бундестаге и в итоге отдала приказ об остановке производства и закупок. Это уже не первый раз, когда хваленая немецкая техника (и правда с заслуживающими уважения характеристиками в режиме мирного времени) в условиях, приближенных к боевым оказывается не так хороша, как многим, в том числе и автору, представлялась. Так было и с «Лео-2» и со знаменитой немецкой гаубицей Panzerhaubitze 2000 (читайте наши материалы об это по синей ссылке).
Германские военные машины, при целом ряде выдающихся данных, оказались ломкими и капризными на поле боя, а их ремонт требует особых условий. В общем, эта история известна ещё со Второй Мировой и странно, что до сих пор мало что поменялось. «Пума» в составе передовых отрядов Атлантического Альянса воевать отказалась. Может это у немцев такой своеобразный вид саботажа, или у техники, с традиционным кошачьим именем, мистическим образом срабатывает инстинкт самосохранения.