Что происходит с Силуановым? Минфин впервые выступил с прогосударственных позиций
Министерство финансов под руководством Антона Силуанова инициировало ряд прогосударственных мер, о необходимости которых мы неоднократно заявляли на нашем канале.
Однако вначале заметим следующее. Если Силуанов дожмёт офшорных металлургов и соответствующие налоги будут введены, то мы обязуемся в течение месяца не критиковать Министра финансов. Но это не касается его заместителей
Сегодня правительство утверждало основные параметры федерального бюджета на 2022 и плановый период 2023-2024 гг. Всё прошло идеально, и в скором времени проект бюджета будет внесён в Государственную Думу.
Тем не менее мы не можем не отметить Министерство финансов, которое целиком и полностью отвечает за государственную казну. Ряд инициатив ведомства Силуанова вызывают удивление (с позитивной точки зрения):
1) Минфин уже заложил дополнительные поступления от налогов на офшорных металлургов в течение трех лет в размере 546 млрд рублей. Это означает, что решение об изъятии сверхприбыли находится на финальном этапе согласования.
Разумеется, этот момент, о котором мы регулярно пишем, является положительным. Хотя нам бы, всё же, хотелось, чтобы Минфин занимался не только изъятием сверхдоходов, но и деофшоризации металлургической отрасли. Однако «благодаря» стараниям заместителя Министра Сазанова офшорные металлурги по-прежнему могут выводить из страны деньги по льготной ставке налогообложения.
2) Министерство финансов выступает за увеличение инвестиций ФНБ в реальный сектор экономики сразу на 900 млрд рублей сверх запланированных объемов в 1,6 трлн рублей (ранее согласованы с Минэком и ЦБ).
Правда, есть одна оговорка. Якобы эти деньги не должны пойти «внутрь» нашей экономики, а должны быть потрачены «вовне». В частности, на закупку импортного оборудования для газохимического комплекса в Усть-Луге. Правда, не совсем понятно, как импортное оборудование может стоить практически половину стоимости всего комплекса (900 млрд из примерно 2 трлн рублей). Скорее всего, здесь Минфин хочет запудрить мозги либеральному Центробанку, чтобы получить его «визу» на дополнительные траты ФНБ. Мотив, конечно, положительный. Надеемся, что инвестиций из ФНБ в течение ближайших трех лет (2022-2024) составят не 1,6 трлн, а хотя бы 2,5 трлн рублей
3) Ведомство Силуанова хочет перенести планируемые расходы в 2023-2024 гг. уже на 2021 год. Их общий объем оценивается в 900 млрд рублей. Деньги пойдут на следующие проекты:
- Развитие авиационной промышленности
- Проекты «Автодора» (судя по всему, трасса М12 и ее продолжение до Екатеринбурга)
- Докапитализация ВЭБ.РФ
- Программа развития Крыма
В общем, мы Силуанова, конечно, ругали за то, что его ведомство «неадекватно» наращивает государственный долг. Но, если эти деньги требуются для опережающего финансирования проектов развития, то мы только за.
Здесь же быстро прикинем следующие цифры. Дефицит бюджета в этом году планируется на уровне 1 трлн рублей. Программа наращивания госдолга — 2,9 трлн. Примерно 1 трлн уйдет на погашение предыдущих облигаций. Остается 1,9 трлн, из которых на 900 млрд будут опережающе профинансированы проекты 2023-2024 гг. Итого 1 трлн. В целом, всё сходится
4) ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Силуанов отметил, что средства федерального бюджета на реализацию данного проекта не предусмотрены. Тем не менее, финансовая модель проекта показывает, что он может быть реализован за счёт заёмных средств. А что такое заёмные средства? Это, в том числе, деньги ФНБ (в правительстве их называют внебюджетными источниками). Если, действительно, предусматривается такая модель финансирования, то её можно только приветствовать.
Таким образом, практически все инициативы Министерства финансов являются прогосударственными. С либеральным монетаризмом они не имеют ничего общего. Единственный момент, который вызывает вопрос — весьма странная позиция Минфина по изъятию сверхприбыли у «Русала», находящегося под американским контролем. На эту тему мы сделаем отдельный материал.
Также отметим, что пока еще рано констатировать перемены в Минфине. Последние действия финансового ведомства говорят о том, что Силуанов перестал следовать либеральному курсу. Но, повторимся, выводы делать рано. Не исключено, что это вынужденная мера в условиях наступления государственников. Возможно, у Силуанова не было другого выбора, кроме того, как принимать и одобрять проекты первого вице-премьера Андрея Белоуслова.
Как бы то ни было, нам важен результат. На текущий момент он есть. Как будет дальше — посмотрим.